№ 16-155/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 20 января 2022 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 28 сентября 2020 года № 23-19-20/2020-146, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 28 сентября 2020 года № 23-19-20/2020-146, оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года и решением судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года, должностное лицо - министр экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо - ФИО1 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив жалобу ФИО1, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 254 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Согласно пункту 16 Правил высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются иные межбюджетные трансферты, отчёт о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта и отчёт об осуществлении расходов, подписанные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке и сроки, которые установлены соглашением.
Из представленных материалов следует, что в соответствии с соглашением от 5 июля 2018 года № 350-17-2018-006 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее - Соглашение), заключённым между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и правительством Амурской области, бюджету Амурской области из федерального бюджета в 2018 - 2020 годах предоставлен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение - на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».
В силу пункта 4.3.3 Соглашения на правительство Амурской области возложена обязанность обеспечивать достижение значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, установленный в соответствии с приложением № 2 к Соглашению.
В соответствии с приложением № 2 к Соглашению на 2019 год уровень достижения значений показателей результативности плана социального развития центров экономического роста по каждому мероприятию установлен в размере 100 %.
Пунктом 6.1.1 Соглашения установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минвостокразвития России, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и представление отчётности, является министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.
Согласно Положению о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утверждённому постановлением губернатора Амурской области от 5 октября 2018 года № 236, министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сферах социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики Амурской области, в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, в сферах международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, развития малого и среднего предпринимательства, туризма и потребительского рынка Амурской области, координирует деятельность других исполнительных органов, государственной власти в этих сферах (пункт 1.1); осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета (подпункт 7 пункта 3.1.3); общее руководство министерством на основе единоначалия, осуществляет министр, который несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление его полномочий (пункт 4.5.1).
Таким образом, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) или получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, определения которых содержатся в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) признаётся орган государственной власти (государственный орган), орган управление государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В период с 4 по 17 августа 2020 года Управлением Федерального казначейства по Амурской области проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области за 2019 год, по результатам которой установлено нарушение порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов, а именно министерством не обеспечено достижение значений показателей результативности расходов бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (100 %).
По состоянию на 1 января 2020 года по шести мероприятиям Плана социального развития центров экономического роста Амурской области, утверждённого распоряжением Правительства Амурской области от 29 июня 2018 года, фактическое значение составило менее 100 %:
- закупка медицинского оборудования и оснащения ГБУЗ АО «Свободненская больница» - 60 % (неисполнение условий заключённых договоров на поставку оборудования (срыв срока поставки);
- капитальный ремонт ГБУЗ АО «Свободненская городская поликлиника» - 77,78 % (фактически работы на объекте завершены, объект введён в эксплуатацию. Отклонение в части выполнения контрольных событий графиков реализации мероприятий обосновано длительным подписанием дополнительного соглашения к контракту со стороны подрядной организации);
- капитальный ремонт и приобретение оборудования для инфекционного отделения ГБУЗ AО «Свободненская больница» - 80 % (несвоевременность поставки части оборудования (5 единиц из 17 запланированных не поставлены), договоры по которому заключены в декабре 2019 года после принятия решения Подкомиссии от 13 декабря 2019 года);
- капитальный ремонт пришкольной территории и спортивной площадки МОАУ СОШ № 6 города Свободный - 83,33 % (отставание подрядной организации от графика производства работ, а также длительность подготовки исполнительной документации);
- реконструкция и техническое переоснащение Дворца культуры железнодорожников, город Свободный – 50 % (отставание подрядной организации от графика производства работ);
- реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница», город Свободный - 55,56 % (отставание подрядной организации от графика производства, а также расторжение контракта с первоначальным подрядчиком и длительное проведение конкурсных процедур по определению нового подрядчика на выполнение СМР).
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения её к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Выводы судебных инстанций о совершении должностным лицом - министром экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены представленными в совокупности доказательствами.
Доводы поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, в том числе о том, что указанное лицо не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 28 сентября 2020 года № 23-19-20/2020-146, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года и решение судьи Амурского областного суда от 4 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский