ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1564/20 от 25.09.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1564/2020

г. Пятигорск

Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 28 августа 2020 года) жалобу защитника Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» ФИО1-Б.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Республики Ингушетия от 3 октября 2019 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 2 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛА:

постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Республики Ингушетия от 3 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 2 декабря 2019 года, Региональное общественное движение Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» ФИО1-Б.А. просит отменить постановленные судебные акты, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что Региональное общественное движение Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» не выполнило в установленный срок (до 22 июля 2019 года) законного предупреждения органа, осуществляющего государственный надзор от 22 мая 2019 года № 06/03-687.

Факт совершения Региональным общественным движением Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 7 августа 2019 года (л.д. 8-10); предупреждением от 22 мая 2019 года № 06/03-687 (л.д. 12-13); почтовым уведомлением о вручении, согласно которому предупреждение вручено 24 мая 2019 года (л.д. 11); уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 26 июля 2019 года № 06/03-1098 (л.д. 23-24); реестром почтовой отправки с почтовым идентификатором и отчетом об отслеживании почтового отправления, согласно которым уведомление вручено 1 августа 2019 года (л.д. 22, 27); распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия о возложении обязанностей по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам от 26 марта 2015 года № 45-к (л.д. 33).

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо объективно непреодолимых, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа», исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, из материалов дела не усматривается.

Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что указанным лицом не приняты все зависящие от него меры по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в установленный срок. Региональное общественное движение Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая диспозицию части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом государственного надзора.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

При этом сведений о признании упомянутого предупреждения в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной в Пятый кассационный суд жалобой не представлено.

Кроме того, следует отметить, что юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как Региональное общественное движение Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предупреждения и, не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Изложенные в жалобе доводы о расширительной трактовке судебными инстанциями части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации, ухудшающей положение лица, привлекаемого к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку предупреждение в отношении Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» вынесено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 456.

Согласно пунктам 13, 78 названного Административного регламента исполнение административных процедур завершается принятием мер реагирования, в том числе, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются меры в виде вынесения предупреждения (внесения представления).

В силу пункта 81 вышеуказанного Административного регламента согласно статье 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основанием для вынесения предупреждения руководящему органу общественного объединения является выявление нарушения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих уставным целям.

Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Таким образом, предупреждение от 22 мая 2019 года № 06/03-687, вынесенное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, как мера реагирования, предусмотрено нормами федерального законодательства в сфере регулирования деятельности общественных объединений и носит обязательный характер, может быть предметом обжалования, наряду с такой мерой реагирования, как внесение представления.

Более того, факты нарушения законодательства, перечисленные в предупреждении от 22 мая 2019 года № 06/03-687, Региональным общественным движением Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» не опровергнуты в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

При таком положении выводы судьи районного суда о тождественности правовых последствий в виде привлечения к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, являются обоснованными.

Ссылка заявителя жалобы на письмо Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» от 20 июня 2019 года № 46.1 об устранении нарушений законодательства, изложенных в предупреждении от 22 мая 2019 года № 06/03-687, не свидетельствует о своевременном исполнении законного требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, поскольку фактическое устранение перечисленных в предупреждении нарушений статей 17 и 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях граждан», статьи 8 Закона Республики Ингушетия от 18 июля 2004 года № 18-РИ «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия», статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» письмом от 20 июня 2019 года № 46.1 и приложенным к нему скриншотом экрана монитора в указанную дату не подтверждается, почтовая отправка либо вручение нарочным письма не осуществлялось, что не опровергалось Региональным общественным движением Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа».

Доводы заявителя о том, что предупреждением от 22 мая 2019 года № 06/03-687 установлен срок для устранения нарушений законодательства до 22 июля 2019 года, но не установлен срок для предоставления информации об устранении таких нарушений, подлежат отклонению, поскольку информация об устранении нарушений так и не была предоставлена Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия, письмо Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» от 20 июня 2019 года № 46.1 было передано мировому судье в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении 30 сентября 2019 года.

Таким образом, Региональное общественное движение Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Региональному общественному движению Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями и чрезмерно суровым не является.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в установленном порядке, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 8 Республики Ингушетия от 3 октября 2019 года, решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 2 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Регионального общественного движения Ингушетии «Совет тейпов ингушского народа» ФИО1-Б.А. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции В.Г. Иващенко

Справка:

мировой судья Цечоев Т.Х.

судья районного суда Котиев Р.А.