ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1566/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 апреля 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 14 июля 2021 года, решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года, вынесенные в отношении заведующего сектором муниципального контроля отдела жилищной политики и муниципального контроля администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года, должностное лицо - заведующий сектором муниципального контроля отдела жилищной политики и муниципального контроля администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с указанными судебными актами, принятыми в отношении него по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки, в частности, может являться поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих в числе иных фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основанию, указанному в пункта 2 части 2 (подпункты а, б, г) данной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Как следует из материалов дела, 8 апреля 2021 года заместителем Белорецкого межрайонного прокурора в отношении заведующего сектором муниципального контроля отдела жилищной политики и муниципального контроля администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту того, что он допустил нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ), выразившееся в проведении 29 января 2021 года внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Белорецкий коммунальщик», осуществляющего деятельность по адресам: <адрес>, г. <адрес>, ул. <адрес>, д.<адрес>, д.<адрес>, д. <адрес>; ул. <адрес>, д. <адрес>) при отсутствии законных оснований, распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки, с органами прокуратуры указанная выше проверка не согласована.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем Белорецкого межрайонного прокурора постановления от 8 апреля 2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 указанного Кодекса, в отношении должностного лица ФИО1, с последующим привлечением должностного лица к административной ответственности на основании приведенной нормы.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими юридическую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, осуществляющее контрольные функции, допустившее несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Возбуждая производство по делу в отношении заведующего сектором муниципального контроля отдела жилищной политики и муниципального контроля администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО1, заместитель Белорецкого межрайонного прокурора сделал вывод, с которым согласились судебные инстанции, о том, что действия по проверке приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах (осмотры узлов учета на предмет работоспособности, наличия контрольных пломб, проверка их соответствия настоечным параметрам, наличия изоляции трубопровода, наличие и работоспособность средств измерения, параметров на момент осмотра) являлись контрольными мероприятиями, проведенными ФИО1 в отношении ООО «ФИО5», то есть фактически проведена внеплановая выездная проверка юридического лица на предмет соблюдения требований законодательства в области действующего законодательства в отсутствие законных оснований, без согласования с органами прокуратуры.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия должностного лица ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Письменным объяснениям ФИО4, ФИО5, ФИО13, ФИО7, ФИО1, пояснениям в судебном заседании свидетелей ФИО4, ФИО13., ФИО5, ФИО7, ФИО16 судьями дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для объективного рассмотрения дела, то факт, что в судебное заседание не был вызван и допрошен в качестве свидетеля директор ООО «Белорецкие тепловые сети», не свидетельствует о неполноте представленных материалов.
В целом доводы жалобы ФИО1, в том числе о том, что акт проверки он не составлял, а лишь подписал его в качестве присутствующего при проверке представителя администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан; при проведении проверки присутствовал в связи с наличием устной договоренности между администрацией и управляющими компаниями по причине многочисленных жалоб граждан; как должностное лицо органа муниципального контроля не наделен полномочиями по проведению лицензионного контроля; администрацией муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостанпроверка ООО «ФИО17» не проводилась», соответствующие акты проверки не составлялись по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере в виде предупреждения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 по г. Белорецку Республики Башкортостан от 14 июля 2021 года, решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года, вынесенные в отношении заведующего сектором муниципального контроля отдела жилищной политики и муниципального контроля администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Решение04.04.2022