ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1576/2022 от 01.04.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1576/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 01 апреля 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Юнивест-Строй» (далее – ООО «Юнивест-Строй», Общество) ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 июля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 23 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Юнивест-Строй»,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 23 декабря 2021 года, ООО «Юнивест-Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты законный представитель юридического лица ФИО1 просит об их отмене и прекращении производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Наказание Обществу по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, назначено, как следует из материалов дела об административном правонарушении, за выявленное 06 ноября 2020 года в ходе проведения мероприятия по контролю за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», расположенного по адресу: <...>, нарушение ООО «Юнивест-Строй» требований законодательства об охране объектов культурного наследия при проведении ремонтных работ: в нарушение статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) проведенные Обществом работы по реставрации скульптур и фасадов не соответствуют согласованной Государственным комитетом научно-проектной документации (шифр - 114-17).

При рассмотрении дела судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу, что факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, установлена вина в совершении вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем, состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Положения статьи 45 Закона № 73-ФЗ регламентируют порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, предусматривая общие требования, в том числе, на проведение работ в соответствии с согласованной Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия научно-проектной документацией.

Как следует из материалов дела, Обществу были выданы разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия №№ 03-09/71, 03-09/72 на реставрацию скульптур, капитальный ремонт и реставрацию фасадов, инженерного оборудования объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки». Разрешения выданы на срок до 30 ноября 2019 года (л.д. 32-35).

Разрешением определены лица, осуществляющие авторский и технический надзор, - <данные изъяты> после окончания действия разрешения предусмотрена сдача работ по акту сдачи-приемки.

Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области 12 февраля 2020 года уведомил <данные изъяты> об утверждении отчетной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки» на основании разрешений №№ 03-09/71, 03-09/72 (л.д. 63-67).

Как следует из акта № 34/11-2020 от 06 ноября 2020 года, составленного по результатам проведения мероприятия по контролю за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание Челябинского государственного театра оперы и балета имени М.И. Глинки», 08 октября 2020 года при осуществлении приемки работ по реставрации скульптур, фасадов выявлены нарушения и несоответствия выявленных работ проектной документации (л.д. 11-31).

Сведения о таких нарушениях содержатся в заключениях от 27 октября 2020 года, выполненных по каждому разрешению (л.д. 36-42).

Как видно из заключений, отклонения от проектной документации по реставрации выявлены на основании анализа журнала производства работ за период с 10 июля по 20 августа 2019 года, актов освидетельствования скрытых работ за июль-сентябрь 2019 года.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении 03 февраля 2021 года.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В нарушение указанных положений, протокол по делу об административном правонарушении не содержит сведений о том, в чем конкретно выражено несоответствие проведенных Обществом работ проектной документации, то есть объективная сторона административного правонарушения не описана.

Сведения о таких нарушениях, как отмечено выше, имеются только в заключениях от 27 октября 2020 года, в которых указана отличная от протокола дата отступления Обществом от научно-проектной документации при проведении работ.

Доводам об имеющемся существенном недостатке протокола при описании события нарушения, препятствующим реализации права на судебную защиту, которые последовательно заявлялись защитником Общества (л.д. 43-47, 95-99), как и актам освидетельствования скрытых работ, правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не дана.

Приведенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и оставленные судебными инстанциями без должного внимания, в рассматриваемом случае не позволяют достоверно установить, в чем выразилось несоответствие проведенных Обществом работ согласованной Государственным комитетом научно-проектной документации, что исключает возможность сделать однозначный вывод о наличии в действиях привлекаемого лица объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований стаей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названым Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 30 июля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 23 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Юнивест-Строй» отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.Н. Чиркова