ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1582/2021 от 14.07.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1582/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 14 июля 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез» Альтгаузин Елены Григорьевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 18 Углегорского района Сахалинской области от 15 июня 2020 года и решение судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 6 августа 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез»,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Углегорского района Сахалинской области от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 6 августа 2020 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез» (далее - ООО «СУР») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения – бульдозер марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «СУР» Альтгаузин Е.Г. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы защитника ООО «СУР» Альтгаузин Е.Г., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершённые с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершённые в лесопарковом зелёном поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьёй 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьёй 71 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: - решение уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; - договор аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; - договор безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьёй 25 настоящего Кодекса.

Пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов, в том числе осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 16 января 2019 года № 11-р, проведены осмотры лесных участков в кварталах 92, 93, 109 Углегорского, часть 3 (б. Краснопольского) участкового лесничества Углегорского лесничества.

В ходе обследования 19 июня 2019 года установлено, что на лесном участке в квартале 92 (части выделов 10,17), квартале 93 (части выделов 17, 20), прилегающего с северо-восточной стороны к лесному участку, предоставленному в аренду ООО «СУР» ведутся работы по геологическому изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых. На момент обследования на участке проводились работы по выемке грунта и разравниванию площади с помощью тяжёлой техники (экскаватор, белаз, бульдозер). На специально подготовленной площадке обнаружена вышка связи, огороженная по периметру металлическим забором. На всей разрабатываемой территории повреждён почвенный покров и уничтожена растительность. В части выдела 17 квартала 93 имеются пробуренные в грунте отверстия для закладки взрывчатых веществ, рядом обнаружены растянутые пластиковые шнуры для активации электродетонаторов. С восточной стороны разрабатываемого участка (часть выдела 20 квартала 93) в северном направлении, при помощи тяжёлой техники проложена дорога протяжённостью 260 метров с повреждением почвенного покрова и уничтожением растительности. В квартале 109 (части выделов 41, 42) обнаружены выходы за границу предоставленного в аренду ООО «СУР» лесного участка в виде повреждения почвы и уничтожения растительности на площади 2,12 га.

Данные лесонарушения зафиксированы в акте осмотра, обследования территории лесного участка от 21 июня 2019 года № 3, составлены акты о лесонарушении от 21 июня 2019 года № 3 и № 4.

В отношении юридического лица - ООО «СУР», ведущим консультантом отдела государственного надзора в установленных сферах деятельности и оперативного реагирования министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО1, 26 июля 2019 года составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7 августа 2019 года, не согласившись с вменяемой площадью самовольно занятого лесного участка, в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представитель ООО «СУР» ФИО2 ходатайствовал о проведении повторной геодезической съёмки самовольно занятого ООО «СУР» лесного участка, с целью корректировки его площади и границ.

В результате проведённой корректировки были внесены изменения в акт о лесонарушении от 21 июня 2019 года № 3, согласно которым совершена незаконная рубка деревьев 827,4 куб.м, с ущербом 8 622 891 рубль, совершено самовольное использование лесов на площади 13 га с ущербом 2 047 679 рублей, уничтожение почв на площади 130 000 кв.м с ущербом 442 314 432 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «СУР» дел об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (определением от 8 июня 2020 года объедены в одно производство), и привлечения его к административной ответственности.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела и дав им надлежащую оценку, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ООО «СУР» состава административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия ООО «СУР» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, не представлено, ссылок на такие доказательства доводы жалобы не содержат. Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась.

Доводы жалобы, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.

Административное наказание назначено ООО «СУР» в пределах санкции части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 указанного Кодекса, с учётом характера, обстоятельств совершённого правонарушения.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 18 Углегорского района Сахалинской области от 15 июня 2020 года и решение судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 6 августа 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез», оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Солнцевский угольный разрез» Альтгаузин Елены Григорьевны - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский