№ 16-1584/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 15 июля 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бошняковский угольный разрез» Альтгаузин Елены Григорьевны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 4 декабря 2019 года № АТ-03-168/2019, решение судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2020 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Бошняковский угольный разрез»,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 4 декабря 2019 года № АТ-03-168/2019, оставленным без изменения решением судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2020 года и решением судьи Сахалинского областного суда от 17 сентября 2020 года, юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Бошняковский угольный разрез» (далее – ООО «БУР») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «БУР» Альтгаузин Е.Г. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы защитника ООО «БУР» Альтгаузин Е.Г., прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее приведены нормы, действующие в редакции на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 8 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов лесного законодательства является принцип использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В силу пункта 3.1.9 «ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утверждённого приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 года № 1092-ст, к отходам производства относят вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что ООО «БУР» – действующее юридическое лицо, основным видом деятельности которого является добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, открытым способом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании договора аренды лесного участка от 8 мая 2014 года № 43, заключённого с Министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, ООО «БУР» предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 132,9 га, расположенный в лесном фонде Углегорского лесничества в кварталах 134 (выделы 5, 11, 14, 18, 19, 20, 21, 25, 28, части выделов 2, 3, 6, 7, 8, 10, 13, 15, 24, 26) и 135 (выделы 21, 22, 30, части выделов 16, 23, 25, 31) Бошняковского, часть 1 (б. Бошняковское) участкового лесничества для разработки месторождения полезного ископаемого (складирования вскрышных пород (отвал)), для заготовки древесины.
23 июля 2019 года при проведении мероприятий по контролю в лесах должностными лицами Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области при проведении проверки соблюдения договорных отношений с ООО «БУР» выявлено, что на лесном участке в квартале 133 (части выделов 26, 27, 30, 54) и квартале 134 (части выделов 24, 46, 47) Бошняковского часть 1 Углегорского участкового лесничества, на площади 11,11 га, ведутся работы по геологическому изучению недр для разработки месторождений полезных ископаемых. На момент обследования на лесном участке производилось складирование грунта (вскрышных пород) с помощью карьерных БелАЗов, В результате данной деятельности на всей разрабатываемой территории повреждён почвенный покров и уничтожена растительность. Правоустанавливающих документов на использование указанного участка лесного фонда для ведения деятельности по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых ООО «БУР» уполномоченными органами не выдавалось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица - ООО «БУР» протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела и дав им надлежащую оценку, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ООО «БУР» состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия ООО «БУР» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, не представлено, ссылок на такие доказательства доводы жалобы не содержат. Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась.
Доводы жалобы, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Административное наказание назначено ООО «БУР» в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 указанного Кодекса, с учётом характера, обстоятельств совершённого правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
п о с т а н о в и л:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 4 декабря 2019 года № АТ-03-168/2019, решение судьи Углегорского городского суда Сахалинской области от 18 мая 2020 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Бошняковский угольный разрез», оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бошняковский угольный разрез» Альтгаузин Елены Григорьевны - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский