ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-158/19 от 06.11.2019 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-158/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 06 ноября 2019 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Антонена <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонена А.И.,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – руководитель Аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонен А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Антонен А.И. просит вступившие в законную силу акты отменить, как незаконные, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы Антонена А.И., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Из частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукцион (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечения питания).

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года №471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В Перечень включены услуги общественного питания (код 56 ОКПД2).

Из письма Минэкономразвития Российской Федерации от 15 марта 2016 года № ОГ-Д28-3762 следует, что в пункте 20 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе словосочетание «парламентская делегация» применяется в том же смысле, что и в пункте 1 части 6 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», то есть главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей, иностранные граждане.

Таким образом, применение пункта 20 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возможно в случае заключения контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов правительственных и парламентских делегаций иностранных государств.

Между тем данные нормы закона, при заключении Аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вышеуказанных контрактов с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно-технического обеспечения» не соблюдены.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Республики Саха (Якутия) во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по доводам, изложенным в публикации «Ил Тумэн на бобах», в части исполнения Аппаратом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) законодательства о контрактной системе при размещении закупок на цели обеспечения питанием парламентских делегаций.

Так по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Аппаратом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) заключен контракт с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно-технического обеспечения» на оказание услуг, связанных с обеспечением питания визитов парламентских делегаций, в том числе при проведении межрегиональных и протокольных мероприятий на сумму 1 000 000 рублей:

ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание делегаций на Ысыахе Олтехского наслега с участием работников культуры Усть-Алданского и Мегино-Кангаласского улусов, посвященному 170-летию со дня рождения олонхосута Д.М. Говорова-Олонхоьут Миитэрэй, 50-летию Бейдигинского центра досуга им. А.П. Петрова. Количество участников - 140. В списках приглашенных председатели постоянного комитета Государственного Собрания РС (Я), народные депутаты РС (Я), директор Государственного театра оперы и балета РС (Я), председатель республиканского комитета профсоюзов РС (Я), артисты Саха академического театра П.А. Ойунского, представители Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского улусов, представители Ольтехского наслега.

ДД.ММ.ГГГГ в День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны. Количество участников -15. В списках приглашенных делегация Государственного Совета Республики Татарстан, делегации Верховного Совета Республики Хакасия и Законодательного Собрания Иркутской области.

ДД.ММ.ГГГГ на прием Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Жиркова А.Н. официальной делегации Государственного совета Республики Татарстан, делегации Верховного Совета Республики Хакасия и Законодательного Собрания Иркутской области. Количество участников – 150.

ДД.ММ.ГГГГ на рабочую встречу с председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ФИО9 Количество участников – 15.

В период с 29 по ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание делегаций на Ысыахе Олонхо в г.Алдан, количество – 50. В списках приглашенных: руководство РС (Я), представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), ветераны Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), руководство Алданского района, олонхосуты, деятели культуры и искусства РС (Я), деятели науки РФ и РС (Я), запевалы осуохая, кузнецы, народные мастера РС (Я).

ДД.ММ.ГГГГ Аппаратом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с ГБУ РС (Я) «Служба эксплуатационно-технического обеспечения» заключен контракт на оказание услуг, связанных с питанием визитов парламентских делегаций, в том числе при проведении межрегиональных и протокольных мероприятий на сумму 1 000 000 рублей:

В период с 29 по ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание делегаций на Ысыахе Олонхо в г.Алдан, количество участников – 280. В списках приглашенных руководство РС (Я), представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), ветераны Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я), руководство Алданского района, олонхосуты, деятели культуры и искусства РС (Я), деятели культуры и искусства Российской Федерации, запевалы осуохая, кузнецы, народные мастера РС (Я).

ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание делегаций, количество участников – 100.

ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание делегаций, количество участников – 100.

ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание делегаций, количество участников – 15.

Таким образом, согласно спискам участников вышеуказанных мероприятий услуги обеспечения питанием оказывались лицам, не являющимся членами правительственных и парламентских иностранных государств.

Постановлением Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Антонен А.И. назначен руководителем аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) в отношении руководителя Аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонена А.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, указанными в судебном акте, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, однако вопреки доводам жалоба Антонен А.И., являясь должностным лицом, принял решение о способе закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 17 Положения об Аппарате Государственного Собрания (Ил Тумэн), утвержденного Распоряжением Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ руководитель аппарата несет персональную ответственность за выполнение задач и осуществление функций аппарата в рамках возложенных на него полномочий, соответственно. Руководитель аппарата обеспечивает выполнение основных задач и осуществление функций аппарата, осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата, обеспечивает осуществление финансово-хозяйственной деятельности Государственного Собрания в соответствии со сметой Государственного Собрания в пределах средств, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, осуществляет иные полномочия по организации деятельности аппарата (пункт 16 Положения).

Таким образом, Антонен А.И. несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доводы жалобы Антонена А.И. направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьи городского суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решение судьи.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленной судебной инстанцией обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Антонена А.И. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Антонену А.И. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции статьи названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Антонена А.И., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Антонена А.И. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко