ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1590/2021 от 02.08.2021 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1590/2021

г. Пятигорск 2 августа 2021 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 14 июля 2021 г.) жалобу председателя правления товарищества собственников жилья «АРТЕМИДА» Авдеевой Марины Анатольевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Ессентуки Ставропольского края от 23 декабря 2020 г., решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 февраля 2021 г., вынесенные в отношении товарищества собственников жилья «АРТЕМИДА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г. Ессентуки Ставропольского края от 23 декабря 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 февраля 2021 г., товарищество собственников жилья «АРТЕМИДА» (далее - ТСЖ «АРТЕМИДА», Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, председатель Товарищества Авдеева М.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и производство по делу прекратить.

Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. № 27л/с.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, частью 1 статьи 19.7.5.3, частью 1 статьи 19.7.5.4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

Основанием для привлечения ТСЖ «АРТЕМИДА» к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, обжалуемых судебных актах выводы о том, что Товарищество в нарушение распоряжения Правительства Ставропольского края от 09.06.2020 г. № 283-рп «О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края», приказа управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 25.06.2020 г. № 145-од «Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края», в установленный срок, то есть до 5 числа следующего за отчетным периодом (дата совершения административного правонарушения 6 октября 2020 г.), не представило в управление Ставропольского края - государственной жилищной инспекции квартальный отчет об исполнении мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 187/06Л от 19 ноября 2020 г. (л.д. 5-6); копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 10-11); приказом управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 10 марта 2020 г. № 50-од (л.д. 14); приказом управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 25 июня 2020 г. № 145-од (л.д. 17); копией письма о направлении информации руководителям управляющих организаций, председателям правлений товариществ собственников жилья (л.д. 20) и иными доказательствами, которым судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, вывод мирового судьи о наличии в действиях ТСЖ «АРТЕМИДА» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Соответствующие выводы мирового судьи правомерно были поддержаны судьей Ессентукского городского суда Ставропольского края. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей городского суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 09.06.2020 г. № 283-рп «О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края» управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией разработан и утвержден перечень мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Ставропольского края для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (приказ управления от 25.06.2020 г. № 145-од «Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края»).

На основании закона Ставропольского края от 18.06.2012 г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» приказ № 145-од управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края 26 июня 2020 г. (номер публикации № 10317 vww.pravo.stavregion.ru) и вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования.

Во исполнение пункта 1.2 распоряжения Правительства Ставропольского края от 09.06.2020 г. № 283-рп «О дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края» управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией приказ управления от 25.06.2020 г. № 145-од «Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края» доведен до сведения лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ставропольского края путем размещения Приказа на официальном сайте управления; на официальной странице в социальной сети «Instagram»; направления копий Приказа на официальные адреса электронных сайтов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ставропольского края; направления копий Приказа в органы местного самоуправления с целью его доведения до заинтересованных лиц, учета в работе, а также доведения требований Приказа до сведения лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ставропольского края с целью исполнения ими приказа; направления копий Приказа посредством Почты России в адрес лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории Ставропольского края, сведения об адресах электронных сайтов которых не размещены в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом № 145-од «Об утверждении перечня мер, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края» установлен срок и периодичность предоставления отчета об исполнении мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края, - ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

В силу частей 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция, согласно Положению о нем, является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно данным из ЕГРЮЛ, ТСЖ «АРТЕМИДА» зарегистрировано 15 октября 2007 г., основным видом деятельности Товарищества является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

Антитеррористическая защищенность многоквартирных домов направлена на предотвращение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Материалами дела не подтверждается представление Товариществом в управление Ставропольского края - государственную жилищную инспекцию в соответствии с приведенными выше правовыми нормами отчета об исполнении мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность управляемого им многоквартирного дома, до 5 октября 2020 г., то есть за 3 квартал 2020 г.

С учетом изложенного нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу как о наличии события, так и о наличии в действиях ТСЖ «АРТЕМИДА» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Товарищества о нарушении управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не может быть признан состоятельным.

Основанием для оформления протокола об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Недостатков протокола об административном правонарушении не выявлено, оснований для признания данного документа недопустимым доказательством для установления вины лица в совершении вышеуказанного административного правонарушения не имеется. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие правонарушения должным образом описано.

Доказательства, содержащиеся в материалах дела, достаточны для признания Товарищества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют признать, что у ТСЖ «АРТЕМИДА» имелась возможность соблюдения приведенных выше правовых норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые явились предметом исследования при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влияют на законность принятых на основании имеющихся в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих совершение административного правонарушения.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Срок давности привлечения ТСЖ «АРТЕМИДА» к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по такой категории дел, соблюден, административное наказание назначено Товариществу в пределах санкции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Ессентуки Ставропольского края от 23 декабря 2020 г., решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24 февраля 2021 г., вынесенные в отношении товарищества собственников жилья «АРТЕМИДА» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменении, жалобу председателя правления товарищества собственников жилья «АРТЕМИДА» Авдеевой Марины Анатольевны - без удовлетворения.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции И.А. Нафиков

Справка:

мировой судья Озеров Р.П.

судья городского суда Зацепина А.Н.