ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБШЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1598/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 марта 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Прозоровой К.П., действующей на основании доверенности в интересах казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителя старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики от 18 июня 2020 года № 70/3, решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года, вынесенные в отношении казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителя старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики от 18 июня 2020 года № 70/3, оставленным без изменения решением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2020 года, решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года, Казенное учреждение Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» (далее КУ УР «Управтодор», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Прозорова К.П., действующая в интересах учреждения, ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1, пункта 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации для использования автомобильных дорог на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при этом допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
На основании пункта 15 приказа Рослесхоза от 10 июня 2011 года № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, от захламления строительными, лесосечными и иными отходами (пункт 16 Приказа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту – Правила пожарной безопасности в лесах), которые согласно пункту 1 устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, также юридическими лицами и гражданами.
В силу пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осени погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 25 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся железные и автомобильные дороги, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
В соответствии с приказом от 16 апреля 2019 года № 383 в связи со сходом снежного покрова в лесах на территории Удмуртской Республики и установлением положительной температуры с 27 апреля 2019 года в лесном фонде Удмуртской Республики объявлен пожароопасный сезон.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 мая 2019 года № 218 с 2 июня 2019 года по 1 сентября 2019 года установлен особый противопожарный режим, обеспечивающий пожарную безопасность в лесах.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что автомобильные дороги Игра-Селты-Сюмси-граница Кировской области-Гура-Зятцы, Бадзимлуд-Зон-Орловское находятся в собственности КУ УР «Управтодор» в соответствии с распоряжением от 28 января 2019 года № 116-р.
Работы по разрубке придорожной полосы в указанных кварталах производились в феврале-марте 2020 года.
В ходе патрулирования 26 мая 2020 года должностными лицами ГКУ УР «Сюмсинское лесничество» осмотрен участок придорожной полосы, прилегающий к лесным участкам, расположенным в квартале 61 выделе 37 на площади 2,9 га в квартале 62 выделе 44, на площади 2,2 га, в квартале 59 выделах 12, 20, 25, 26, 28 на площади 0,49 га, в квартале 71 выделе 1 на площади 0,1 га, в квартале 88 выделах 5, 7, на площади 0,08 га, в квартале 101 выделах 2, 8, 12, 10, 17 на площади 0,21 га Пумсинского участкового лесничества Сюмсинского лесничества Сюмсинского района Удмуртской Республики. На момент осмотра порубочные остатки прилегают к стене леса и не отделены минерализованной полосой.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 2 июня 2020 года в отношении КУ УР «Управтодор» протокола № 2020-02/17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения учреждения постановлением должностного лица административного органа от 18 июня 2020 года № 70/3 к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи районного и верховного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, изложенными в постановлении.
Фактические обстоятельства совершения учреждением административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жалобы являются аналогичными ранее заявленным в жалобах, поданных в суды нижестоящих инстанций, получили должную оценку судей районного и верховного судов при производстве по делу об административном правонарушении, которая отражена в соответствующих судебных актах. Оснований для переоценки данных выводов не имеется. Постановление о привлечении УК УР «Управтодор» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, заместителя старшего государственного лесного инспектора Удмуртской Республики от 18 июня 2020 года № 70/3, решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года, вынесенные в отношении казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Прозоровой К.П., действующей на основании доверенности в интересах учреждения - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Решение19.03.2021