ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1602/19 от 18.02.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-553/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кемерово 18 февраля 2020 года

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» Максимова Е.В., действующего на основании доверенности, на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Республики Бурятия от 21 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд»,

установил:

постановлением № В-204 от 27.06.2019 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора Байкальского межрайонного управления Росприроднадзора С. общество с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (далее – ООО «ТРК Байкал Даймонд», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 21.08.2019 постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. При этом судья пришел к выводу о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества с грубым нарушением в части основания проведения проверки, в связи с чем результаты проверки не могут являться недопустимыми доказательствами.

Решением судьи Верховного суда Республики Бурятия от 21.10.2019 решение отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение районный суд.

В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник ООО «ТРК Байкал Даймонд» Максимов Е.В. просит решение Верховного суда Республики Бурятия от 21.10.2019 отменить, оставить в силе решение судьи Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 21.08.2019, в обоснование указывает на проведение внеплановой выездной проверки Общества с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно, на проведение проверки в отсутствие оснований, предусмотренных ст.10 Закона. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки явилось мотивированное представление должностного лица Росприроднадзора, составленное по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, однако, задание на проведение планового (рейдового) осмотра не позволяло должностному лицу проводить осмотр земельных участков, правообладателем которых является Общество.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона "Об охране озера Байкал" в пределах Байкальской природной территории выделяется центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния утверждены распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р «О границах Байкальской природной территории и ее экологических зон».

Границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 N 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал».

В соответствии с ч.13 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Из обстоятельств дела следует, что в соответствии с планом плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ), утвержденным приказом руководителя Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 23.01.2019 № 04-од, издано распоряжение от 18.03.2019 № 39-р о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования акватории и центральной экологической зоны озера Байкал в период с 20.03.2019 по 22.03.2019, определен район планового осмотра, обследования: Республика Бурятия, Прибайкальский район, прибрежная защитная полоса и водоохранная зона озера Байкал, с.Гремячинск, п.Турка, с.Горячинск в границах ЦЭЗ БПТ, за исключением земельных участков, принадлежащих конкретным правообладателям.

По результатам проведенного мероприятия государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора Байкальского межрайонного управления Росприроднадзора С. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования акватории и центральной экологической зоны озера Байкал № ЗТ-102 от 27.03.2019, согласно которому обследован участок, находящийся в границах ЦЭЗ БПТ, а также в границах водоохранной зоны озера Байкал, при этом на земельном участке (координаты участка: 52 градуса 53.03.5 с.ш., 108 градусов 06.49.3 в.д., земельные участки с кадастровыми номерами 03:16:0000007632, 03:16:00000010402) зафиксировано строительство здания с деревянным каркасом в виде брусьев, на бетонных стульчиках в основании, а также вкопанные бетонные стульчики в качестве основания для предполагаемого строительства, вагончик, предположительно, для проживания строителей, стоянка автотранспорта.

13.05.2019 должностным лицом, составившим акт осмотра, составлено мотивированное представление руководителю Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд» - владельца указанного земельного участка.

15.05.2019 руководителем Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора издано распоряжение № 91-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд», согласованное Байкальским межрегиональным природоохранным прокурором, на основании которого проведена проверка. По результатам проверки составлен акт № ЗВ-203-в от 17.06.2019.

Выявленные при проведении проверки нарушения ограничений хозяйственной и иной деятельности при использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта послужили основанием для составления в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

По делу вынесены вышеуказанные акты.

Оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 ч.2 ст.10 названного Закона мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами является основанием для проведения внеплановой проверки.

Согласно распоряжению № 91-р от 15.05.2019 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд» основанием для проведения проверки явилось мотивированное представление должностного лица Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора, содержащее информацию о выявленных нарушениях по итогам проведения планового (рейдового) осмотра акватории и центральной экологической зоны озера Байкал.

Таким образом, вывод судьи Верховного суда Республики Бурятия об отсутствии оснований считать недействительными результаты проверки в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд» по мотиву нарушения требований ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ (в части отсутствия законных оснований для проведения внеплановой выездной проверки) является верным.

Кроме того, следует согласиться с выводом судьи Верховного суда Республики Бурятия об отсутствии нарушений при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования акватории и центральной экологической зоны озера Байкал.

Согласно плановому (рейдовому) заданию, утвержденному распоряжением от 18.03.2019 № 39-р, определен район планового осмотра, обследования: Республика Бурятия, Прибайкальский район, прибрежная защитная полоса и водоохранная зона озера Байкал, с.Гремячинск, п.Турка, с.Горячинск в границах ЦЭЗ БПТ, за исключением земельных участков, принадлежащих конкретным правообладателям.

В жалобе, поданной в кассационный суд, содержится довод о том, что фактически был осуществлен осмотр земельных участков, находящихся во владении ООО «ТРК Байкал Даймонд» на основании договоров аренды, что противоречит плановому (рейдовому) заданию.

Между тем, из акта обследования планового (рейдового) осмотра, обследования акватории и водоохранной зоны озера Байкал № ЗТ-102 от 27.03.2019 следует, что нарушения ограничений хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта выявлены визуально, на участках, определенных с помощью системы координат и кадастровых номеров, при этом сведения о принадлежности земельных участков конкретным лицам у должностного лица отсутствовали. Информация о принадлежности земельных участков ООО «ТРК Байкал Даймонд» была получена после составления акта осмотра на основании запроса от 10.04.2019, направленного в Республиканское агенство лесного хозяйства.

С учетом изложенного судья Верховного суда Республики Бурятия пришел к обоснованному выводу об отмене решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение в районный суд. Его выводы об отсутствии нарушений при проведении планового (рейдового) осмотра и о наличии оснований для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТРК Байкал Даймонд» соответствуют закону и обстоятельствам дела.

Доводы жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела, основания для которой не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Верховного суда Республики Бурятия от 21 октября 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» Максимова Е.В. - без удовлетворения.

Судья Л.Ю. Ковалюк