ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1607/2021 от 28.06.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1607/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 28 июня 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Амурского областного суда от 10 февраля 2021 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 28 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года, должностное лицо – министр экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Амурского областного суда от 10 февраля 2021 года постановление и решение судьи городского суда отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области ФИО1 просит решение судьи Амурского областного суда от 10 февраля 2021 года отменить, оставить в силе решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 16 декабря 2020 года.

ФИО2 уведомлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о принесении жалобы на указанный выше судебный акт, представила возражения.

Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы и возражений, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», а постановлением Правительства Амурской области № 445 от 25 сентября 2013 года - государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области» (далее – Государственная программа № 445).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 254 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на основании которых распоряжением Правительства Амурской области от 29 июня 2018 года № 80-р утвержден План социального развития центров экономического роста Амурской области.

Для реализации указанных целей 5 июля 2018 года между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Правительством Амурской области заключено соглашение № 350-17-2018-006 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста Амурской области в рамках основного мероприятия «Развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» подпрограммы «Обеспечения реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» бюджету Амурской области из федерального бюджета (далее – Соглашение).

Согласно материалам дела в период с 4 по 17 августа 2020 года Управлением Федерального казначейства по Амурской области на основании приказа Федерального казначейства по Амурской области от 19 июня 2020 года № 237 «О назначении внеплановой выездной проверки министерства экономического развития и внешних связей Амурской области» проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области (далее - Министерство) за 2019 год. В ходе данной проверки выявлено, что Министерством не обеспечено достижение значений показателей результативности расходов бюджета Амурской области, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт (100 %).

Так, по состоянию на 1 января 2020 года по шести мероприятиям Плана социального развития центров экономического роста Амурской области, утвержденного распоряжением Правительства Амурской области от 29 июня 2018 года, фактическое значение составило менее 100%:

- закупка медицинского оборудования и оснащения ГБУЗ АО «Свободненская больница» - 60% (неисполнение условий заключенных договоров на поставку оборудования (срыв срока поставки);

- капитальный ремонт ГБУЗ АО «Свободненская городская поликлиника» - 77,78% (фактически работы на объекте завершены, объект введен в эксплуатацию, отклонение в части выполнения контрольных событий графиков реализации мероприятий обоснованно длительным подписанием дополнительного соглашения к контракту со стороны подрядной организации);

- капитальный ремонт и приобретение оборудования для инфекционного отделения ГБУЗ АО «Свободненская больница» - 80% (несвоевременность поставки части оборудования - 5 единиц из 17 запланированных не поставлены, договоры по которому заключены в декабре 2019 года после принятия решения Подкомиссии от 13 декабря 2019 года;

- капитальный ремонт пришкольной территории и спортивной площадки МОАУ СОШ № 6 города Свободный – 83,33% (отставание подрядной организации от графика производства работ, а также длительность подготовки исполнительной документации);

- реконструкция и техническое переоснащение Дворца культуры железнодорожников города Свободный – 50 % (отставание подрядной организации от графика производства работ);

- реконструкция нежилого здания под женскую консультацию ГБУЗ АО «Свободненская больница» - 55,56% (отставание подрядной организации от графика производства, а также расторжение контракта с первоначальным подрядчиком, длительное проведение конкурсных процедур по определению нового подрядчика на выполнение СМР.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 дела об административном правонарушении и привлечения ее на основании постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области от 28 сентября 2020 года к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу на постановление о назначении наказания, поданную в порядке статей 30.1 - 30.2 КоАП РФ, судья Благовещенского городского суда Амурской области согласился с выводами должностного лица административного органа.

Отменяя названные постановление и решение судьи, судья Амурского областного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых в отношении ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом исходил из того, что административным органом не доказано, что ФИО2 является субъектом вмененного административного правонарушения.

Данные выводы сделаны преждевременно без учета всех обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств, понятие которых раскрывается в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В силу положений статьи 6 БК РФ финансовые органы - это Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

В ходе рассмотрения дела судья Амурского областного суда, проанализировав Положение о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утвержденное постановлением Губернатора Амурской области от 5 октября 2018 года № 236, пришел к выводу о том, что министерство не является финансовым органом исходя из его задач и функций, определенных данным Положением.

Вместе с тем условия Программы № 445, Соглашения, неисполнение которых повлекло возбуждение настоящего дела, судьей областного суда остались без оценки и внимания.

В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения Правительство Амурской области приняло обязательства обеспечивать достижение значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт.

При этом пунктом 6.1.1 уполномоченным органом Правительства Амурской области, на которое указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложены функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения названо Министерство.

В соответствии с Государственной программой № 445 ее координатором является Министерство.

Согласно пункту 1.1. распоряжения Правительства Амурской области от 29 июня 2018 года № 80-р, утвердившего План социального развития центров экономического роста Амурской области, Министерство (ФИО2) обязано осуществлять взаимодействие с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, а также определить порядок взаимодействия с органами исполнительной власти Амурской области, ответственными за реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Амурской области.

Таким образом, вопрос является ли Министерство, принявшее на себя обязательства Правительства Амурской области в рамках Государственной программы № 445 и Соглашения и имеющее статус координатора исполнения, финансовым органом в той мере, в какой часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ позволяет привлечь должностное лицо такого органа к административной ответственности, судьей Амурского областного суда не исследовался, оценка указанным обстоятельствам не дана.

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности по делу не истек.

В связи с изложенным решение судьи Амурского областного суда от 10 февраля 2021 года подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Амурского областного суда от 10 февраля 2021 года.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановила:

жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Амурского областного суда от 10 февраля 2021 года в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Амурский областной суд.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева