ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1615/2022 от 26.05.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1615/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 26 мая 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 – ФИО2 на вступившие в законную силу постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края от 3 июня 2021 года , решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 ноября 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края от 3 июня 2021 года , оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 ноября 2021 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 18 января 2022 года, должностное лицо – глава города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник должностного лица ФИО2 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение заёмщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Согласно части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальному образованию может быть предоставлен бюджетный кредит на основании договора, заключённого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учётом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно абзацу 4 части 2 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 августа 2012 года № 282-ПР утверждён Порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов (далее - Порядок).

Пунктом 7 Порядка установлены условия предоставления бюджетного кредита, среди которых обязательство администрации муниципального образования края по привлечению в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным Банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых (подпункт 7.2 пункт 7 Правил).

Как усматривается из представленных материалов, прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре в ходе проведения проверки исполнения администрацией города Комсомольска-на-Амуре требований бюджетного законодательства при использовании средств бюджетного кредита 12 марта 2021 года было выявлено нарушение бюджетного законодательства.

24 мая 2019 года между Министерством финансов Хабаровского края и администрацией города Комсомольска-на-Амуре заключён кредитный договор о предоставлении на возвратной основе из средств краевого бюджета беспроцентного бюджетного кредита в сумме рублей, с целью покрытия временного кассового разрыва, возникшего при исполнении бюджета города Комсомольска-на-Амуре.

В силу пункта 2.2.5 указанного кредитного договора, заёмщик (администрация города Комсомольска-на-Амуре) обязан обеспечить возможность привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключённым между Министерством финансов Хабаровского края и главой администрации города Комсомольска-на-Амуре, администрации города Комсомольска-на-Амуре предоставлена рассрочка исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, с переносом срока погашения задолженности на 2020-2022 годы ежегодно равными долями с возможностью досрочного погашения долга.

27 декабря 2019 года, в период действия кредитного договора <***>, между администрацией города Комсомольска-на-Амуре в лице начальника финансового управления администрации города Комсомольска-на-Амуре и публичный акционерным обществом «» заключён муниципальный контракт (кредитный договор) на оказание финансовых услуг для муниципальных нужд, согласно пункту 2.2 которого, заёмщик уплачивает кредитору проценты за пользование кредитом по ставке 8,17% годовых.

При этом по состоянию на 27 декабря 2019 года ключевая ставка, установленная Центральным Банком Российской Федерации, составляла 6,25%.

В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу статей 1, 21, 25, 27 Устава городского округа города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, принятого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края - муниципальное образование со статусом городского округа, высшим должностным лицом которого является глава города, избираемый на муниципальных выборах сроком на 5 лет, наделяемый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города возглавляет администрацию города Комсомольска-на-Амуре и замещает на постоянной основе муниципальную должность «глава города».

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступил в должность главы города Комсомольск-на-Амуре с 28 сентября 2019 года.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.

В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Соблюдение норм бюджетного законодательства органом местного самоуправления муниципального образования входит в полномочия его руководителя - главы города Комсомольска-на-Амуре, должность которого занимает ФИО1

Вместе с тем, главой города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью деяния, были предметом проверки должностного лица и судей предыдущих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих постановлении и судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью лица, рассматривающего дело. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств. Таких обстоятельств установлено не было.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьями допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено главе города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края от 3 июня 2021 года № 43-21-АП, решение судьи Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 ноября 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника главы города Комсомольска-на-Амуре ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский