№ 16-1620/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 10 июня 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью нефтеперевалочное предприятие «Владпортбункер» Мандругина А.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью нефтеперевалочное предприятие «Владпортбункер» (далее – ООО НПП «Владпортбункер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО НПП «Владпортбункер» Мандругин А.В. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника Мандругина А.В., представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Из части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.
В соответствии с частью 6 статьи 16.1 названного Закона эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования (пункт 4).
Как усматривается из материалов дела, 6 и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от капитана морского порта Владивосток поступили сообщения с приложением документов об операциях с нефтепродуктами у причалов №, № нефтебазы ООО НПП «Владпортбункер» с 8 по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения сообщения было установлено, что ООО НПП «Владпортбункер» осуществляет работы по хранению и перегрузке нефтепродуктов на танкера в морском порту Владивосток в отсутствие собственных аварийно-спасательных служб, формирований, сил и средств постоянной готовности либо привлекаемых на договорной основе, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, что является нарушением требований пункта 4 части 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Постановлением должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ за совершение вышеуказанных нарушений ООО НПП «Владпортбункер» признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто административному наказанию.
Судебные инстанции с выводами должностного лица административного органа и принятым им решением полностью согласились.
Выводы судебных инстанций являются верными, оснований не согласится с ними, не имеется.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым в совокупности дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ООО НПП «Владпортбункер» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в частности обязанности организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов и осуществляющих, в том числе, транспортировку, перевалку нефти и нефтепродуктов, бункеровочную деятельность, заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими работы по ЛРН, в случае отсутствия таких собственных служб, однако обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо вредных последствий, в связи с чем доводы жалобы о непредставлении административным органом доказательств, подтверждающих наличие риска розлива нефтепродуктов в море, также подлежат отклонению.
Как верно установлено судебными инстанциями наличие действующего Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласно которому операции, связанные с обращением нефтепродуктов на причальной линии, не приведут к риску разливов нефтепродуктов в море, так как принятые инженерно-строительные мероприятия предусматривают защиту от проливов в море с причала, подлежит отклонению, поскольку наличие утвержденного плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не освобождает общество от обязанности по соблюдению требований пункта 4 части 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ.
Аналогичные доводы жалобы, а также доводы о том, что организации, осуществляющие погрузо-разгрузочную деятельность в морском порту (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке нефтепродуктов с одного транспортного средства на другое транспортное средство) не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ, достаточно того, что общество осуществляет деятельность в соответствии с лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем-водном транспорте, в морских портах, а также доводы о том, что пирс и территория нефтебазы не являются водными объектами, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО НПП «Владпортбункер» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено обществу с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 4 статьи 8.13 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, а также с соблюдением правил подсудности.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
п о с т а н о в и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО НПП «Владпортбункр» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Мандругина А.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко