ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1635/2022 от 05.04.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-7786/2021

№16-1635/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 5 апреля 2021 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах Фридмана Ш.А., на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 14 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фридмана Ш.А.,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 августа 2021 года Фридман Ш.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, с содержанием до выдворения в центре временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации.

Решением судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 14 сентября 2020 года постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 августа 2021 года оставлено без изменения.

Защитник ФИО3, действующий в интересах Фридмана Ш.А., обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанные постановления, в которой ставит вопрос об их отмене. В подтверждение доводов жалобы ФИО3 указывает на то, что судебные постановления вынесены без учета всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года №109-ФЗ).

При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине, в том числе цель въезда в Российскую Федерацию (пункт 7 часть 1 статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 года №109-ФЗ).

Статьей 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года №114-ФЗ) установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации. Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной визой либо визой временно проживающего лица.

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве (пункт 2 статьи 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Аналогичные требования закреплены в пунктах 18, 27 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года №335.

В силу пункта 36 названного Положения, обыкновенная гуманитарная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, культурных, общественно-политических, спортивных или религиозных связей и контактов, паломничества, благотворительной деятельности либо доставки гуманитарной помощи. Обыкновенная гуманитарная виза оформляется на основании приглашения, решения Министерства иностранных дел Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, направленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, или решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для участия в международных и внутригосударственных официальных, общественно-политических, научных, культурных, спортивных и религиозных мероприятиях по письменному заявлению иностранного гражданина.

Как следует из материалов дела, 23 августа 2021 года в 17 часов 00 минут по адресу: <адрес>, сотрудниками ОИК ОВМ УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, выявлен гражданин Республики ФИО2 Фридман ФИО5ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибывший на территорию Российской Федерации 20 июня 2021 года на основании персонифицированной карты зрителя (паспорта болельщика) серия ТТТ (цель въезда «Спортивные связи») в качестве зрителя UEFA2020 проводимого чемпионата по футболу в <адрес>, а фактически занимался проведением оздоровительной деятельности по практике медитации (йога) в <адрес>. Таким образом, Фридман Ш.А. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившейся в несоответствии заявленной и фактической целей въезда в Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 23 августа 2021 года протокола об административном правонарушении, в отношении Фридмана Ш.А.

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 августа 2021 года Фридман Ш.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.8 КоАП РФ.

С данными выводами согласился судья краевого суда.

Оценивая выводы судьи районного суда и судьи краевого суда, исхожу из следующего.

Как следует из материалов дела, Фридман Ш.А. въехал на территорию Российской Федерации 20 июня 2021 года на основании персонифицированной карты зрителя (паспорта болельщика) серия ТТТ , срок действия которой с 29 мая 2021 года по 12 июля 2021 года.

Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 7 июня 2013 года №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», персонифицированная карта зрителя - документ, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти зрителям спортивных соревнований, а также иным лицам в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, необходимый для осуществления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в качестве зрителей спортивных соревнований, выезда из Российской Федерации таких граждан и лиц без гражданства, а также доступа зрителей спортивных соревнований на территории соответствующих стадионов в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, матчей UEFA Евро 2020. Персонифицированная карта зрителя оформляется на бумажном носителе, а также в электронной форме.

В силу пункта 10 статьи 7 Закона от 7 июня 2013 года в течение периода, начинающегося за четырнадцать дней до даты проведения первого матча UEFA Евро 2020 в городе федерального значения Санкт-Петербурге и заканчивающегося в день проведения последнего матча UEFA Евро 2020 в городе федерального значения Санкт-Петербурге, въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в качестве зрителей UEFA Евро 2020, осуществляется без оформления виз по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, персонифицированной карте зрителя, получаемой иностранными гражданами и лицами без гражданства при наличии входного билета на матч или документа, дающего право на получение входного билета на матч.

Статьей 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.

На листе дела об административном правонарушении имеется копия миграционной карты на имя Фридмана ФИО6, серия 4621 , где подчеркнута цель визита «Частная».

Согласно объяснениям Фридмана Ш.А. (л.д. 6) он въехал на территорию Российской Федерации 20 июня 2021 года в городе Москве на основании паспорта болельщика на дни проведения матчей UEFA2020. При этом им был куплен билет на матч ЕВРО 2020, оформлен паспорт болельщика. На матче УЕФА в гор. Санкт Петербург не поехал, так как заболел его сын, в связи с чем он вынужденно пропустил интересующий его футбольный матч. В связи с этим он решил 22 июня 2021 года поехать в г. Сочи для отдыха и занятий гимнастикой «Йога». Он поселился в отель ООО «Джаз Лоо», где проживал до задержания.

При этом материалы дела об административном правонарушении не содержат никаких сведений (доказательств), что Фридман Ш.А. осуществлял на территории Российской Федерации какую - либо трудовую деятельность или иную деятельность по извлечению прибыли.

Нормативными актами Российской Федерации не установлено ограничений на передвижение болельщиков ЕВРО 2020 (иностранных граждан, въехавших на территорию РФ на основании паспорта болельщика) по территории Российской Федерации, что свидетельствует о законности выезда Фридмана Ш.А. в г. Сочи.

Судья краевого суда, принимая решение, сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая-2021 гола № 822 «Об утверждении правил выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в качестве зрителей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 года №1731», согласно пункту 5 которого, иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 1 настоящих Правил, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее 12 июля 2021 года включительно.

В тоже время судьей районного суда и судьей краевого суда не учтено что, согласно пункту 6 вышеуказанных Правил, пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в пункте 1 настоящих Правил, после 12 июля 2021 года влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, только при отсутствии иных оснований для пребывания в Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.

Фридман Ш.А. является гражданином республики ФИО2 (копия паспорта имеется в материалах дела на листе 8).

Судьями также не выяснено, распространяется ли на Фридмана Ш.А. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль» (заключенного в г. Тель-Авиве 20.03.2008), которым установлено, что граждане государства одной Стороны, являющиеся владельцами действительных паспортов (за исключением дипломатических и служебных), дающих право на пересечение границы, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории государства другой Стороны без виз девяносто (90) дней в течение периода в сто восемьдесят (180) дней».

Таким образом, с учетом въезда Фридман Ш.А. в Российскую Федерацию 20 июня 2021 года, срок его законного пребывания в РФ оканчивается 20 сентября 2021 года и на момент его задержания 23 августа 2021 года он находился на территории Российской Федерации законно, а доказательства осуществления какой-либо деятельности по извлечению прибыли в г. Сочи, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 14 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Фридман Ш.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит отмене, с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Фридмана Ш.А. состава административного правонарушения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу защитника ФИО3, действующего в интересах Фридмана Ш.А. удовлетворить.

постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 14 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Фридман Ш.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.8 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья

Решение05.04.2022