ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1642/19 от 02.03.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-600/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 02 марта 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Остриковой Е.И. (далее Острикова Е.И.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 в Левобережном судебном районе Воронежской области от 10 сентября 2019 года, решение судьи Левобережного районного суда города Воронежа от 22 ноября 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела учета и отчетности - главного бухгалтера управы Левобережного района городского округа город Воронеж Остриковой Е.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 в Левобережном судебном районе Воронежской области от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Левобережного районного суда города Воронежа от 22 ноября 2019 года, должностное лицо - начальник отдела учета и отчетности - главный бухгалтер управы Левобережного района городского округа город Воронеж Острикова Е.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе Острикова Е.И. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, прекращении производства по делу. В доводах жалобы указывает на отсутствие в ее действиях состава вменяемого административного правонарушения. Ссылается на то, что допущенные нарушения обусловлены непередачей первичных учетных документов, в связи с чем полагает, что к ней должны применяться положения статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Административная ответственность по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции Федерального закона от 07 июня 2017 года № 118-ФЗ, наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Положениями статьи 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу положений статей 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а, в свою очередь, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 2 - 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Для учета расчетов по доходам (поступлениям) предназначен счет 20500 «Расчеты по доходам». В соответствии с пунктом 77 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета № 162н для расчетов с плательщиками сумм принудительного изъятия предназначен счет 205.45 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия».

В соответствии с пунктом 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, начисление в учете доходов осуществляется в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации функций.

Решением Воронежской городской Думы от 20 декабря 2017 года № 736-1V «О бюджете городского округа города Воронежа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» управа Левобережного района определена главным администратором «прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты городских округов (штрафы налагаемые административной комиссией при управе района)».

Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов установлены статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации городского округа от 23 сентября 2016 года № 840 «О Порядке осуществления органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета городского округа город Воронеж» и предусматривают начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора и т.п.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в соответствии с пунктом 2.4 плана работы контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж (далее также КСП, контрольно-счетная палата) на 2019 год, утвержденного решением коллегии КСП от 26 декабря 2018 года, контрольно-счетной палатой городского округа город Воронеж проведена проверка законности и целевого использования бюджетных средств в деятельности управы Левобережного района городского округа город Воронеж в 2018 году при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий и выполнения функций по администрированию штрафов, налагаемых административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В ходе проверки установлено, что администрирование «прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты городских округов» (штрафы, налагаемые административной комиссией при управе района)» (начисление, учет штрафов, формирование бюджетной отчетности главного администратора и т.п.) осуществляются управой Левобережного района с нарушением пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10, пункта 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, приказов Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, от 28 декабря 2010 года № 191н.

Проверкой установлено, что управой Левобережного района начисление и учет сумм штрафов, наложенных вступившими в законную силу постановлениями административной комиссии, в регистрах бухгалтерского учета не производились. Фактически, отражение сумм штрафов в регистрах бухгалтерского учета производилось по счету 205.45 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» только после даты фактического поступления сумм административных штрафов, в том числе частично, и только в пределах оплаченных сумм.

В результате отсутствия надлежащего учета штрафов, которые подлежат учету не по фактическим поступлениям платежей, а по мере вступления в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, в бухгалтерском учете управы суммы наложенных и оплаченных штрафов совпадают, а в отчетности дебиторская задолженность отсутствует, что является заведомо недостоверной информацией.

Указанная отчетность подписана начальником отдела учета и отчетности управы Левобережного района городского округа город Воронеж Остриковой Е.И. 22 января 2019 года, и представлена в управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж для формирования отчета об исполнении бюджета городского округа за 2018 год.

Данные факты явились основанием для составления должностным лицом контрольно-счетной палаты в отношении должностного лица управы Левобережного района Остриковой Е.И. протокола об административном правонарушении от 14 июня 2019 года, по результатам рассмотрения которого Острикова Е.И. привлечена к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении (том 1 л.д. 2-16), постановлением главы администрации Левобережного района города Воронежа о назначении начальника отдела учета и отчетности от 14 января 2002 года № 18 (том 1 л.д. 42), приказом о переводе от 23 июля 2008 года № 173-л (том 1 л.д. 43), трудовым договором (том 1 л.д. 44-46), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (том 1 л.д. 47-58), должностной инструкцией начальника отдела учета и отчетности-главного бухгалтера управы Левобережного района городского округа город Воронеж (том 1 л.д. 59-61), положением об отделе и отчетности управы Левобережного района (том 1 л.д. 63-65), приказом руководителя управы района от 04 декабря 2015 года № 115-ОД об учетной политике (том 1 л.д. 66-86, 87), копией приказа о порядке осуществления управой Левобережного района городского округа город Воронеж полномочий администратора доходов (том 1 л.д. 88, 89), копией баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2019 года (том 1 л.д. 94-97); копией справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (том 1 л.д. 98-99); справкой по заключению счетов бюджетного отчетного финансового года (том 1 л.д. 100-102); отчетом о финансовых результатах деятельности на 01 января 2019 года (том 1 л.д. 103-108); отчетом о движении денежных средств на 01 января 2019 года (том 1 л.д. 109-118); справкой по консолидируемым расчетам на 01 января 2019 года (том 1 л.д. 120); отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2019 года (том 1 л.д. 121-131); отчетом о бюджетных обязательствах на 01 января 2019 года (том 1 л.д. 132-137); пояснительной запиской от 01 января 2019 года (том 1 л.д. 138-140); сведениями об основных направлениях деятельности (том 1 л.д. 141-148) и другими доказательствами по делу, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия должностного лица Остриковой Е.И., не исполнившей надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по вменяемой статье в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями законодательства о бухгалтерском учете и бюджетного законодательства, а доводы жалобы сводятся к субъективной оценке норм закона, выводы о виновности главного бухгалтера управы Левобережного района Остриковой Е.И. в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Острикова Е.И. является начальником отдела учета и отчетности - главным бухгалтером управы Левобережного района городского округа город Воронеж, на указанную должность переведена приказом руководителя управы Левобережного района городского округа город Воронеж от 23 июля 2008 года № 173-л (том 1 л.д. 42, 43).

Согласно положению об отделе учета и отчетности управы Левобережного района городского округа города Воронежа, утвержденному приказом руководителя управы Левобережного района городского округа город Воронеж от 09 июня 2017 года № 62-ОД, данный отдел является структурным подразделением управы, осуществляет работу по сбору, регистрации и обобщению информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств в соответствии с действующим законодательством, осуществляет систематический контроль за ходом исполнения сметы расходов и доходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей, формирует бюджетную отчетность (пункты 3.8, 3.11 положения об отделе).

Для выполнения своих задач возглавляемый Остриковой Е.И. отдел имеет право запрашивать и получать от подразделений управы, заместителя руководителя управы необходимые сведения и оперативную информацию по вопросам, входящим в компетенцию отдела. Вносить предложения, разрабатывать рекомендации по вопросам входящим в компетенцию отдела, на рассмотрение руководителю управления, заместителю руководителя управы района, руководителям подразделений управы района (пункты 4.1, 4.3 положения об отделе) (том 1 л.д. 62-68).

В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела учета и отчетности - главного бухгалтера управы Левобережного района городского округа город Воронеж начальник отдела организует работу в объеме, предусмотренном положением об отделе, в должностные обязанности входит обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими организацию и порядок ведения бюджетного учета, участие в проведение инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете, составление и представление в установленные сроки бюджетной отчетности и осуществление внутреннего финансового контроля (том 1 л.д. 59-61).

Кроме того, исходя из положений раздела 4 должностной инструкции, Острикова Е.И. несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных инструкцией (пункт 4.1), за неисполнение или ненадлежащее исполнение задач и функций, возложенных на отдел (пункт 4.3).

Должностная инструкция утверждена руководителем управы 20 сентября 2018 года, Острикова Е.И. ознакомлена с ней под роспись 20 сентября 2018 года (том 1 л.д. 61).

Возложение на Острикову Е.И. перечисленных выше обязанностей согласуется с положениями части 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете.

Исходя из указанных пунктов должностной инструкции и положения об отделе учета и отчетности управы Левобережного района городского округа города Воронежа, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Острикова Е.И. в соответствии с требованиями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности возложенных на нее обязанностей, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями.

Таким образом, Острикова Е.И., будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению и предоставлению бюджетной отчетности, обоснованно привлечена к административной ответственности за составление, подписание и предоставление 22 января 2019 года заведомо недостоверной бюджетной отчетности управы Левобережного района за 2018 год, в которой содержатся недостоверные данные об активах управы в «Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам» (не указана дебиторская задолженность по поступлениям в бюджет штрафов, наложенных административной комиссией при управе Левобережного района в полном объеме).

Довод жалобы о том, что Острикова Е.И. не могла исполнять свои должностные обязанности в связи с непредоставлением структурными подразделениями управы первичных учетных документов, не влечет отмену состоявшихся по делу актов.

Указанный довод являлся предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, при оценке которого судьями обоснованно указано, что, будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по составлению бухгалтерской отчетности, Острикова Е.И. не была лишена возможности регулярно по собственной инициативе выяснять вопрос о наличии соответствующих постановлений административной комиссии при управе Левобережного района, тем более, что возглавляемый ею отдел имеет право запрашивать и получать от подразделений управы, заместителя руководителя управы необходимые сведения и оперативную информацию по вопросам, входящим в компетенцию отдела, а Острикова Е.И., как его начальник, организует работу в объеме, предусмотренном положением об отделе (пункты 4.1, 4.3 положения об отделе, раздел 2 должностной инструкции).

Кроме того, в случае несвоевременной передачи первичных учетных документов, препятствующих исполнению Остриковой Е.И. служебных обязанностей по составлению достоверной бухгалтерской отчетности, должностному лицу надлежало соответствующим образом реагировать на подобные нарушения, информировать о том руководителя управления, заместителя руководителя управы района, руководителей подразделений управы, в частности, путем подачи докладных записок. Однако таких сведений в ходе производства по делу не получено.

Признаков малозначительности совершенное Остриковой Е.И. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Установив все фактические обстоятельства настоящего дела и верно применив нормы материального права, мировой судья и согласившийся с ним судья вышестоящей судебной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что совершенное Остриковой Е.И. административное правонарушение малозначительным не является.

Порядок привлечения Остриковой Е.И. к административной ответственности соблюден.

Довод жалобы о возможности применения в настоящем деле положений статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ не может быть признан обоснованным.

На момент составления протокола об административном правонарушении от 14 июня 2019 года № 3 и вынесения мировым судьей постановления действовала иная редакция статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В то же время, оснований для ее применения в силу положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось, поскольку новая редакция данной статьи не улучшала положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Как указано должностным лицом при составлении протокола, вмененные Остриковой Е.И. нарушения, заключающиеся в 100% искажении показателя строки бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, имеют признаки объективной стороны состава административного правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

С учетом того, что в настоящем случае редакция статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положение Остриковой Е.И. не улучшает, оснований для квалификации действий по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей в настоящее время редакции, не имеется, что согласуется с положениями статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не допущено.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Порядок и срок давности привлечения Остриковой Е.И. к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 в Левобережном судебном районе Воронежской области от 10 сентября 2019 года, решение судьи Левобережного районного суда города Воронежа от 22 ноября 2019 года, вынесенные в отношении начальника отдела учета и отчетности-главного бухгалтера управы Левобережного района городского округа город Воронеж Остриковой Е.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Остриковой Е.И. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина