ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1644/2022 от 27.05.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-7796/2021

№ 16-1644/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 27 мая 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ООО «РН-Краснодарнефтегаз», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 18 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз»,

установил:

постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 июня 2021 года ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (далее-Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2021 года постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 июня 2021 года оставлено без изменения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 18 октября 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2, действующий в интересах Общества, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судебные постановления вынесены на основании недопустимых доказательств, в связи с чем, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП ПФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП ПФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее-Закон от 4 мая 1999 года) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Согласно статьи 30 Закона от 4 мая 1999 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон от 10 января 2002 года) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется при реконструкции, строительстве объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Согласно пункту 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Росприроднадзор по результатам федерального государственного экологического надзора осуществляет выдачу заключения федерального государственного надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона от 10 января 2002 года строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительству осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.

Процедура осуществления федерального государственного экологического надзора и выдачи Заключения определена Методическими рекомендациями по выдачи Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, утвержденными приказом Росприроднадзора 28 июня 2019 года №347.

Согласно статьи 34 Закона от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В соответствии со статьей 39 Закона от 10 января 2002 года эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, во исполнение ежегодного плана проведения проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от 22 марта 2021 года -П Южного межрегионального управления Росприроднадзора в период с 1 апреля 2021 года по 28 апреля 2021 года, в отношении Общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Общество осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия на окружающую среду код объекта «Система измерения количества и показателей качества нефти 835» (далее по тексту - объект HBOC СИКН ), тип объекта - площадной. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду .

Основным видом производственной деятельности объекта HBOC СИКН расположенном в Крымском, Абинском и Северском районах Краснодарского края является добыча, подготовка и сдача потребителям нефти и газа месторождений углеводородного сырья: «Зыбза Глубокий Яр», «Холмское», «Левкинское», «Ахтырско- Бугундырское», «Абино- Украинское», «Украинское», «Шептальское».

Обществом получено разрешение № ВЗ от

строительством объекта: Малогабаритная установка подготовки газа Украинская и Корректировка 2 этап.

В соответствии с планом-графиком контроля нормативов выбросов на источниках выбросов объекта HBOC СИКН на площадке: 136 УПН . УПНГиВ, БКГ , МУПГ «Украинская» эксплуатируются источники выбросов (№, 0690, 0691).

Согласно представленным сведениям по объемам сжигания/рассеивания попутного нефтяного газа на площадке на площадке: 136 УПН , УПНГиВ, БКГ , МУПГ «Украинская» установлено, что в 2019 году в атмосферный воздух выброшено 725,831956 тонн загрязняющих веществ, в 2020 году - 1,062 тонн загрязняющих веществ.

Общество в адрес Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и (или) его территориальный орган не обращалось за выдачей заключения федерального государственного надзора по объекту Малогабаритная установки подготовки газа Украинская. Корректировка - 2 этап». Эксплуатация объекта капитального строительства по настоящее время осуществляется в отсутствии заключения федерального государственного экологического надзора.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением владельцев нефте и газопроводов охранных зон таких объектов.

Таким образом, Обществом в установленном порядке должны быть оформлены охранные зоны межпромысловых и технологических нефте и газопроводов, по которым осуществляется транспортирование газа, продуктов переработки газа, нефти и как следствие установлен сервитут на такие земельные участки.

Документы, о пользовании земельными участками и их границами, под которыми размещены межпромысловые и технологические нефте и газопроводы по объекту HBOC СИКЫ Лц835, оформленные в установленном порядке (сервитуты) отсутствуют.

Проверкой также установлено, что за период с даты последней актуализации учетных сведений по объекту HBOC СИКН , то есть 12 июня 2020 года (свидетельство об актуализации № EC4PVHTQ от 2020-06-12), Обществом выполнены работы по ликвидации нефтепромыслового оборудования.

При выполнении работ по физической ликвидации скважин, Обществом не выполняются работы по ликвидации технологических нефте и газопроводов, которые были неразрывно связаны с ликвидированной скважиной и межпромысловым нефте и газопроводом. В представленных документах по физической ликвидации (демонтажу) нефте и газопроводов за 2019 - 2020 гг. соответствующие сведения отсутствуют.

Установленные обстоятельства послужили основанием для составления 9 июня 2021 года протокола об административном правонарушении старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора, по статье 8.1 КоАП РФ, в отношении Общества.

Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, подтверждается актом проверки -П от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении -П от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

Совокупность исследованных доказательств объективно свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении должностным лицом административного органа и судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, вступивших в законную силу, полагаю, что постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 18 октября 2021 года подлежат оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 17 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 24 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда Краснодарского края от 18 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующего в интересах ООО «РН-Краснодарнефтегаз», – без удовлетворения.

Судья