ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-165/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 7 февраля 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Выксунского судебного района Нижегородской области от 16 сентября 2019 года и решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 сентября 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Выксунского судебного района Нижегородской области от 16 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 сентября 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит отменить судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно п.1 ст.49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 названного Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
В силу п.3 ст.49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 8 сентября 2019 года в 9 час. 15 мин. около избирательного участка №709, расположенного по адресу: <адрес>, он в нарушение требований ст.49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" осуществлял вне агитационного периода агитацию в отношении кандидата Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в депутаты.
Однако с решением судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них); кандидат - это лицо, выдвинутое в установленном названным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Из изложенных норм права следует, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу, относится установление факта того, что ФИО1 осуществлял предвыборную агитацию – то есть деятельность, имеющую целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В материалах дела не содержится данных о том, был ли зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией кандидат, выдвинутый от Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», либо являющийся членом названной партии.
Судья городского суда, формально ограничившись указанием на то, что ФИО1 осуществлял агитацию в отношении кандидата в депутаты в пользу Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» вне агитационного периода, оставил без исследования и проверки указанные обстоятельства.
Допущенное судьей городского суда нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, все обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 сентября 2019 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Дело по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Выксунского судебного района Нижегородской области от 16 сентября 2019 года подлежит направлению в Выксунский городской суд Нижегородской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи следует учесть изложенное в настоящем постановлении, принять меры к проверке доводов заявителя, выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 сентября 2019 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Выксунский городской суд Нижегородской области.
Судья А.В. Поддымов