ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1680/2021 от 05.08.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1680/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 5 августа 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Гранис» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 8 октября 2020 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2020 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 3 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Гранис»,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 8 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2020 года и решением судьи Камчатского краевого суда от 3 марта 2021 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Гранис» (далее – ООО «Гранис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Директор ООО «Гранис» ФИО1 в соответствии с частью 1 статьи 30.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилась в Девятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа и судебные акты отменить, производство по делу прекратить, либо изменить наказание, заменив административный штраф предупреждением.

Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

Статьёй 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее приведены нормы, действующие в редакции на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ), захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море не считается захоронением отходов. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации (абзац 1 пункта 1).

Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения донного грунта, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 27 мая 1999 года № 134 утверждено и введено в действие Наставление по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (действовавшие на дату совершения административного правонарушения).

В соответствии с пунктом 13.1.9 Наставления сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещён. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

При этом в соответствии с пунктом 1.2.25 Наставления под мусором понимаются все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и её остатки), пластмасс, отходов, связанных с грузом, отходов, образующихся при техническом обслуживании, эксплуатационных отходов, масляных отстоев, масляной ветоши, остатков груза, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ.

Материалами дела установлено, что основанием для привлечения ООО «Гранис» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что с борта рыболовного судна «Светлый», собственником которого является лицо, привлекаемое к административной ответственности, был осуществлён сброс пищевых отходов 22 июня 2020 года в 13 часов 55 минут (время сахалинское) в географических координатах: 50 градусов 16 минут 8 секунд СШ, 156 градусов 1 минута 8 секунд ВД (территориальное море Российской Федерации Тихий океан, Северо-Курильская зона, Тихоокеанская подзона (6103.1)) в количестве 0,04 м3.

Изложенные факты послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району в отношении ООО «Гранис» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения Общества к административной ответственности по указанной норме.

Приведённые обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведён в обжалуемых судебных актах, им дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ООО «Гранис», являясь собственником рыболовного судна «Светлый», в нарушение прямых установленных запретов на сброс мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации, допустил сброс пищевых отходов в указанных зонах, что по смыслу статьи 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаётся захоронением отходов с судов во внутренних морских водах, в территориальном море.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ не является захоронением не любое удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, а лишь то, которое осуществлено с непревышением нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, сброс мусора с борта рыболовного судна «Светлый» во внутренних морских водах, в территориальном море осуществлён с нарушением установленных Наставлениями требований, что обоснованно признано захоронением отходов для целей статьи 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение установленных правил захоронения отходов, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы защитника, в том числе об отсутствии состава административного правонарушения, неправильном применении норм материального права, были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам, основания не согласиться с ней отсутствуют.

Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Гранис» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу с применением положений установленных частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, принимая во внимание отсутствие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи нижестоящих инстанций обоснованно не усмотрели правовых оснований для замены штрафа предупреждением в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 отделения отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 8 октября 2020 года, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 декабря 2020 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 3 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Гранис», оставить без изменения, жалобу жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Гранис» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский