ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-16/2024 от 29.02.2024 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-16/2024

г. Пятигорск

29 февраля 2024 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю Ковшарева А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Александровского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Александровского района Ставропольского края, от 26 апреля 2023 года и решение судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 25 июля 2023 года, вынесенные в отношении главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «МАГ-АГРО» Рамазанова Г.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л А:

20 марта 2023 года заместителем начальника отдела Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Ставропольскому краю (далее – МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю) в отношении Рамазановой Г.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения главой Крестьянского (фермерского) хозяйства «МАГ-АГРО» (далее – КФХ «МАГ-АГРО», юридическое лицо) требования регистрирующего органа о представлении до 6 февраля 2023 года достоверных сведений об адресе юридического лица.

Ранее постановлением начальника МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю от 04 августа 2022 года №1858/2022, вступившим в законную силу 29 августа 2022 года, Рамазанова Г.Г. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление сведений о достоверном адресе юридического лица в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (л.д. 27).

Рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья судебного участка № 1 Александровского района Ставропольского края, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Александровского района Ставропольского края, в постановлении от 26 апреля 2023 года, оставленном без изменения решением судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 25 июля 2023 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении Рамазановой Г.Г. прекратил на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю Ковшарев А.В. выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, приводя доводы об их незаконности.

Рамазанова Г.Г., будучи надлежащим образом уведомленной в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, возражение на нее в установленный срок не представила.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до трех лет.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 13 сентября 2021 года регистрирующим органом по результатам проверки достоверности сведений в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении КФХ «МАГ-АГРО» была внесена запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе (ГРН ).

В целях обеспечения достоверности сведений регистрирующим органом в адрес руководителя КФХ «МАГ-АГРО» Рамазановой Г.Г. было направлено требование от 26 декабря 2022 года №04-14/08987 о необходимости внести достоверные сведения об адресе юридического лица путем представления в срок до 6 февраля 2023 года документов, предусмотренных статьей 17 названного Федерального закона (л.д. 17).

В установленный срок (до 6 февраля 2023 года) руководителем юридического лица соответствующие сведения и документы, достоверно подтверждающие адрес регистрации общества, не были представлены.

С учетом того, что Рамазанова Г.Г. ранее была привлечена к административной ответственности за аналогичное правонарушение, приведенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю в отношении руководителя юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения дела мировой судья судебного участка № 1 Александровского района Ставропольского края, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Александровского района Ставропольского края пришел к выводу об отсутствии в деянии Рамазановой Г.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекратил в отношении указанного лица производство по делу на основании пункта 1 части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что совершенное правонарушение (непредставление достоверных сведений об адресе юридического лица) длящимся не является, поэтому не сообщив в налоговый орган достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица после привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель юридического лица не совершил новых административно наказуемых действий, ответственность за повторное (дальнейшее) несообщение сведений об адресе места нахождения юридического лица какой-либо правовой нормой не предусмотрена.

Судья Александровского районного суда Ставропольского края, проверяя по жалобе начальника МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, согласился с выводом мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения.

Однако с выводами судебных инстанций по настоящему делу согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 названного кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В силу пункта «а» статьи 12 того же Федерального закона заявителем подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных учредительных документах, заявлении о государственной регистрации достоверны.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 1 статьи 25 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение начинает исчисляться на следующий день по истечении срока, в который подлежат представлению сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган, либо в день представления недостоверных сведений.

Таким образом, в силу изложенного выше привлечение должностного лица к ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не снимает с него обязанность представить достоверные сведения о юридическом лице по уведомлению регистрирующего органа, направленному в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и в случае неисполнения этой обязанности и доказанности вины должностного лица, не исключается возможность его привлечения к ответственности по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, 13 сентября 2021 года в отношении КФХ «МАГ-АГРО» была внесена запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе (ГРН 2212600309821).

Согласно пункту 6 статьи 11 названного Федерального закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность сведений о юридическом лице, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В отношении руководителя юридического лица устанавливалась обязанность до 6 июня 2022 года (включительно) представить в МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю документы, предусмотренные пунктами 1 или 2 статьи 17 Федерального закона для включения в ЕГРЮЛ достоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица.

В нарушение приведенных положений законодательства руководителем юридического лица не представлены в регистрирующий орган сведения и документы, достоверно подтверждающие адрес регистрации КФХ «МАГ-АГРО».

Данные обстоятельства установлены постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю от 4 августа 2022 года № 1858/22.

В целях обеспечения достоверности сведений регистрирующим органам в адрес руководителя КФХ «МАГ-АГРО» Рамазановой Г.Г. было направлено требование от 26 декабря 2022 года № 04-14/08987 о необходимости внести достоверные сведения об адресе юридического лица путем представления в срок до 6 февраля 2023 года документов, предусмотренных статьей 17 названного Федерального закона (л.д. 17).

Однако руководителем общества в установленный регистрирующим органом срок документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, до 6 февраля 2023 года представлены не были.

Учитывая изложенное, вывод мирового судьи о том, что в данном случае руководителем юридического лица совершено одно длящееся административное правонарушение и привлечение его по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерно, противоречит материалам дела.

Руководителю юридического лица вменено совершение двух разных правонарушений - в первом случае в виде непредставления документов, подтверждающих сведения, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, в срок до 6 июня 2022 года, во втором - в виде невыполнения требования об устранении недостоверных сведений о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в срок до 6 февраля 2023 года.

Данные обстоятельства в ходе производства по делу должной правовой оценки мирового судьи не получили.

Судьей районного суда при рассмотрении жалобы должностного лица регистрирующего органа допущенные мировым судьей нарушения устранены не были, обстоятельства совершенного Рамазановой Г.Г. правонарушения также должным образом не установлены.

В связи с чем следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями не соблюдены.

Допущенные судебными инстанциями нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.

Однако в настоящее время возможность возобновления производства по делу, устранения допущенных нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение и правовой оценки действий Рамазановой Г.Г. утрачена, поскольку на момент рассмотрения в Пятом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заместителя начальника МИФНС России № 11 по Ставропольскому краю Ковшарева А.В. установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 24.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 указанного Кодекса, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Пятом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения к административной ответственности истек, а в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, производство по делу подлежит прекращению на этом основании.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Ставропольскому краю Ковшарева А.В. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Александровского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Александровского района Ставропольского края, от 26 апреля 2023 года и решение судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 25 июля 2023 года, вынесенные в отношении главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «МАГ-АГРО» Рамазанова Г.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова

Справка:

мировой судья Русинова В.В.

судья районного суда Штанько Т.Г.