ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1705/20 от 19.06.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1705/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 19 июня 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» Эйхмана О.А. на постановление судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 07 октября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень»,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 07 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года, общество с ограниченной ответственностью Реском-Тюмень» (далее - ООО «Реском-Тюмень») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Эйхман О.А. выражает несогласие с вынесенными по делу судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В силу пункта 38 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 195 (далее-Положение о лицензировании) к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» - «к» и «н» пункта 7 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно подпунктам «к» и «н» пункта 7 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относятся требования соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей; требования обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что протоколом об административном правонарушении от 12 сентября 2019 года ООО «Реском-Тюмень» вменено в вину то, что оно в нарушение положений пункта 7 Положения о лицензировании допустило следующее:

1. нарушены требования по проведению обязательных предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, медицинские осмотры не проводятся, водители <данные изъяты> (путевой лист ЦБ0205771 от 10.08.2019, путевой лист ЦБ0205775 от 12.08.2019), <данные изъяты> (путевой лист ЦБ0205760 от 07.08.2019);

2. нарушены требования по проведению обязательных послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинские осмотры не проводятся, водители <данные изъяты> (путевой лист ЦБ0205771 от 10.08.2019, путевой лист ЦБ0205775 от 12.08.2019), <данные изъяты> (путевой лист ЦБ001944661 от 11.08.2019).; послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся до окончания рабочего дня (смены, рейса), водитель <данные изъяты> (путевой лист ЦБ0207985 от 14.08.2019, путевой лист ЦБ0213218 от 23.08.2019), водитель <данные изъяты> (путевой лист ЦБ0213226 от 23.08.2019);

3. нарушена продолжительность рабочего времени водителей в 40 часов в неделю, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы превышает 10 часов, при суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период превышает нормальное число рабочих часов: <данные изъяты> 341 час, <данные изъяты> - 341 час, <данные изъяты> - 341 час.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда счел событие, состав административного правонарушения и вину общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанными. С выводами судьи районного суда согласился судья областного суда

Между тем, вынесенные судебные акты нельзя признать законными.

При рассмотрении дела судьями не учтено, что часть 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, в связи с чем для квалификации действий общества по данной норме следовало установить не только наличие грубых нарушений условий лицензии, но и факт осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта.

В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В настоящем случае такая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, должна осуществляться именно в области транспорта.

Пунктом 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Данной нормой лицензируемая деятельность по существу разделяется на два вида деятельности, связанной и не связанной с извлечением прибыли из перевозки пассажиров.

Из выписки из ЕГРЮЛ в разделе сведения о лицензиях следует, что общество имеет лицензию АН-72-001455 от 17.07.2019 на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (л.д.22-25).

Из содержания указанной лицензии следует, что видами работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, являются перевозки автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд (л.д.21). Указанные виды деятельности, на которые выдана лицензия, не указывают на осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров автобусами с целью осуществления прибыли (как признака предпринимательской деятельности).

Сведений о том, что юридическое лицо имеет лицензию на перевозку пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), то есть для осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта, выписка из ЕГРЮЛ не содержит, доказательств этому не представлено.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Реском-Тюмень» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Таким образом, постановление судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 07 октября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление судьи Ленинского районного суда города Тюмени от 07 октября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 09 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень»- отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова