ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 16-1726/2022
город Краснодар 22 апреля 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 136 Гулькевичского района Краснодарского края от 13 мая 2021 года, решение судьи Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПЗ «Наша Родина»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 136 Гулькевичского района Краснодарского края от 13 мая 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ПЗ «Наша Родина» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2021 года названное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В представленных в суд кассационной инстанции возражениях на жалобу, генеральный директор ООО «ПЗ «Наша Родина» ФИО2 просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя и возражений, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «ПЗ «Наша Родина» к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ООО ПЗ «Наша Родина» осуществляет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота и производству сырого молока, в результате жизнедеятельности КРС образуются отходы 4 класса опасности на объектах HBOC: <данные изъяты>, в отсутствие соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основаниям для возбуждения в отношении ООО ПЗ «Наша Родина» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая вопрос о виновности названного лица в совершении указанного правонарушения, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения ввиду следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 года № 04-12-27/9376 навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
- при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;
- при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
- при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Также указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основными видами деятельности ООО ПЗ «Наша Родина» являются ведение растениеводства в сочетании с животноводством, то есть имеет место смешанное хозяйство, при этом продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных являются исходным сырьем для производства удобрений – навоза-сырца.
Изложенные выше обстоятельства с учетом правовых норм свидетельствуют о том, что «навоз крупного рогатого скота свежий» и «навоз крупного рогатого скота перепревший», используемый ООО ПЗ «Наша Родина» в качестве удобрения на полях при производстве продукции растениеводства, нельзя признать отходами в смысле положений статьи 1 указанного Федерального закона, и в силу разъяснений, данных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, деятельность ООО ПЗ «Наша Родина» по использованию навоза для выращивания продукции растениеводства не подлежит лицензированию.
Указанные выводы являются законными и обоснованными, оснований не согласится с которыми не имеется.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на неверное толкование норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не ставят под сомнение законность и обоснованность судебных постановлений.
Кроме того, в настоящий момент срок давности привлечения ООО ПЗ «Наша Родина» к ответственности истек, возможность правовой оценки его действий утрачена, приведенные в жалобе доводы правового значения с точки зрения положений статьи 30.17 указанного Кодекса не имеют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 136 Гулькевичского района Краснодарского края от 13 мая 2021 года, решение судьи Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ПЗ «Наша Родина» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько