ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1730/2021 от 28.06.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1730/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 28 июня 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Диева Е.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 15 июля 2020 года № 15-433/2020, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 15 января 2021 года в отношении Диева Евгения Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 15 июля 2020 года № 15-433/2020, оставленным без изменения решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 15 15 января 2021 года, должностное лицо - генеральный директор ООО «Порт Вера» Диев Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Порт Вера» Диев Е.А. в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ просит вступившие в законную силу постановление должностного лица административного органа и судебный акт отменить, производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 5 статьи 8.13 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы, действующие на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что размещение, эксплуатация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны проводиться мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются (пункт 1 статьи 56 Водного кодекса РФ, пункт 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ).

Пунктом 4.4 СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения» установлен запрет на сброс в воду морей, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпы, снега, кубовых осадков и других отходов и мусора, формирующихся на территории населенных мест и производственных площадок.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, отходы каменного угля, а также его пыль и крошка, являются отходом производства и потребления, опасным веществом.

Как следует из материалов дела, ООО «Порт «Вера» осуществляет перевалку груза каменного угля с железнодорожного транспорта на морской в морском порту Владивосток на причале №1а, объект (промышленная площадка ООО «Порт «Вера») введен в эксплуатацию 20 июня 2019 года, отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду. В период с 18 декабря 2019 года по 14 января 2020 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при перевалке угля ООО «Порт «Вера», по результатам которой установлено, что обследованный участок территории (и акватории) на побережье Уссурийского залива в районе мыса Открытый и бухты Беззащитная представляет собой промышленную площадку Угольного морского терминала ООО «Порт Вера», ледяной покров морской акватории в районе причала №1а морского терминала ООО «Порт «Вера» загрязнен углем, уголь находится на отбойных сооружениях причала, сдувается со своевременно неочищенного оборудования. Между судном и причалом натянуты полога, которые не препятствуют попаданию угля в морскую акваторию и на ледяной покров в период погрузки.

Установлениеданных обстоятельств свидетельствует о нарушении ООО «Порт Вера» требований к охране ледяного покрова водного объекта, которое повлекло его загрязнение.

В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ненадлежащее исполнение организационно-распорядительных полномочий, которыми в силу занимаемой должности обладает генеральный директор ООО «Порт Вера» Диев Е.А., повлекло обоснованное привлечение его к административной ответственности по части 5 статьи 8.13 КоАП РФ

Факт совершения Диевым Е.А. вмененного в вину административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведен в постановлении о назначении наказания и судебном акте.

Всем непосредственно исследованным доказательствам по делу дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Загрязнение ледяного покрова водного объекта отходами производства и потребления и (или) вредными веществами образует объективную сторону предусмотренного частью 5 статьи 8.13 КоАП РФ административного правонарушения. То обстоятельство, что водный объект, акватория которого прилегает к гидротехническим сооружениям ООО «Порт «Вера», не относится к водным объектам с особым статусом, о неправильной квалификации действий должностного лица не свидетельствует. В соответствии с конструкцией применяемой нормы ответственность по ней наступает за загрязнение ледяного покрова любого водного объекта, а не только с особым статусом защиты.

Срок давности привлечения генерального директора Диева Е.А. к административной ответственности по части 5 статьи 8.13 КоАП РФ соблюден.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности по делам рассматриваемой категории составляет 1 год.

Событие правонарушения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, имело место (было выявлено) 13 января 2020 года.

Постановление о назначении наказания № 15-433/2020 вынесено 15 июля 2020 года, то есть в пределах срока давности, установленного Кодексом для данной категории дел.

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения лица к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 14).

Иные доводы аналогичны высказанным в суде первой инстанции при обжаловании постановления о назначении наказания, получили надлежащую правовую оценку судьи районного суда, обоснованно отклонены по приведенным в судебном акте мотивам, не ставят под сомнение наличие в деянии должностного лица объективной стороны вмененного в вину состава административного правонарушения и о недоказанности вины Диева Е.А. не свидетельствуют.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 15 июля 2020 года № 15-433/2020, решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 15 января 2021 года в отношении Диева Евгения Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Диева Е.А. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева