ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1735/21 от 15.03.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело№16-1735/21

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 15 марта 2021года

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу Афониной О.С. на вступившие в законную силу постановления заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года, решения судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года и решение Московского городского суда от 12 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, в отношении ИП Афониной О.С.

УСТАНОВИЛ:

постановлением № 0356043010320010902000779 заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, ИП Афонина О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением № 0356043010320010902000766 заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, ИП Афонина О.С. признана, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановлением № 0356043010320010902000783 заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, ИП Афонина О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Московского городского суда от 12 августа 2020 года, дела объедены в одно производство, указанные постановления административного органа и решения судьи Басманного районного суда г. Москвы от 19 мая 2020 года изменены и назначено ИП Афониной О.С. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

ИП Афонина О.С. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и постановлений должностного лица, приводя доводы их незаконности.

Согласно части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

В соответствии с ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).

Пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны:

- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

- организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее Правила).

В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.

Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

В соответствии с пунктом 16 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией: о погодных условиях движения на маршруте; о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания; о местах стоянки транспортных средств; о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами; о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам; о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров; о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.

Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей (пункт 17 Правил).

В соответствии с пунктом 18 Правил вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

В силу пункта 19 Правил предрейсовый инструктаж проводится при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

В силу пункта 23 Правил субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.

В соответствии с утвержденным приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (п. 14 Порядка).

Из представленных материалов следует, что 3 декабря 2019года должностным лицом Московской административной дорожной инспекции на основании распоряжения начальника Московской административной дорожной инспекции (МАДИ)N от 3 октября 2019года проведена внеплановая документарная проверка ИП Афониной О.С., осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы, по результатам которой выявлено, что ИП Афонина О.С. не обеспечено:

- проведение вводного, сезонного, предрейсового и специального инструктажей по обеспечению безопасной перевозки с водителями легковых такси;

- проведение обязательных медицинских осмотров водителей легковых такси, а также ведение соответствующих журналов;

- проведение контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию, а также учет прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

По данному факту 19 декабря 2019года в отношении ИП Афониной О.С. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2, 3, 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, на основании которых 9 января 2020 г. заместителем начальника МАДИ вынесены обжалуемые по делу постановления о привлечении ИП Афониной О.С. к административной ответственности по указанным нормам.

Решениями судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года, вышеуказанные постановления административного органа оставлены без изменения.

Решением Московского городского суда от 12 августа 2020 года, дела объедены в одно производство, указанные постановления административного органа и решения судьи Басманного районного суда г. Москвы от 19 мая 2020 года изменены и назначено ИП Афониной О.С. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В статье 47 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Объективная сторона совершенных ИП Афониной О.С. административных правонарушений выражается в бездействии, то местом совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 2,3,5 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет являться адрес места регистрации ИП Афониной О.С. в качестве индивидуального предпринимателя, а именно: <адрес>. который относится к подсудности Хорошевского районного суда г. Москвы.

Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подсудности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Допущенное при рассмотрении настоящего дела нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено при рассмотрении жалобы вышестоящей судебной инстанцией.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных обстоятельствах постановления заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года, решения судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года и решение Московского городского суда от 12 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, в отношении ИП Афониной О.С., подлежат отмене.

Дело с жалобой ИП Афониной О.С. на постановления заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года направить в Хорошевский районный суд г. Москвы на стадию принятия жалобы к рассмотрению.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу ИП Афониной О.С. удовлетворить.

Постановления заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года, решения судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 мая 2020 года и решение Московского городского суда от 12 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, в отношении ИП Афониной О.С., отменить.

Дело с жалобой ИП Афониной О.С. на постановления заместителя начальника МАДИ от 9 января 2020 года направить в Хорошевский районный суд г. Москвы на стадию принятия жалобы к рассмотрению.

Судья Второго кассационного

суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов