ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1753/20 от 22.07.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1753/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 22 июля 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Овчинниковой О.Н. в интересах ООО «УК «ДВСРК-Авиа» на вступившие в законную силу постановление заместителя председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Саласина А.П. от 23 мая 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 4 июля 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания - Авиа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Саласина А.П. от 23 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 4 июля 2019 года, юридическое лицо – ООО «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания» (далее – ООО «УК «ДВРСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационной суд общей юрисдикции, защитником Овчинниковой О.Н. в интересах ООО «УК «ДВСРК» заявлено об отмене состоявшихся по делу актов как незаконных и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 данного Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации 13 сентября 2018 года № 1090) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3 статьи 45 ЖК РФ.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, выполнение за плату работ и оказание услуг по управлению многоквартирным домом и, соответственно правильное взимание такой платы, относится к лицензионным требованиям предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно установленным материалами дела обстоятельствам, на основании распоряжения комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края № 776-р от 7 марта 2019 года в отношении ООО «УК «ДВРСК» назначена и проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой у лицензиата запрошены сведения об утверждении собственниками помещений многоквартирного дома № 4 по улице Данчука в городе Хабаровске Хабаровского края размера платы за услуги по содержанию и ремонту жилья с января 2017 года до момента проведения проверки с приложением копий протоколов общих собраний собственников и расшифровки тарифа на содержание и ремонт жилья. Запрошенные сведения не представлены. В ходе проверки установлено, что лицензиатом жильцам многоквартирного дома плата за утилизацию отходов в период с января 2017 года по март 2019 года включительно выставлялись отдельной строкой. При этом общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении самостоятельным платежом платы за услугу «утилизация отходов» и о размере такой платы в порядке части 7 статьи 156 ЖК РФ не принималось.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что ООО «УК «ДВРСК» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, что выразилось в неправомерном выставлении в платежных документах требований об оплате услуги «утилизация отходов».

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из: - платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; - взноса на капитальный ремонт; - платы за коммунальные услуги.

В свою очередь плата за коммунальные услуги состоит из платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Вместе с тем в соответствии с положениями части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Материалами дела установлено и не оспаривается, что в относящийся к обстоятельствам настоящего дела период времени на территории Хабаровского края между органом исполнительной власти названного субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключено соглашений и не утверждено единого тарифа на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами у жильцов многоквартирного дома 4 по улице Данчука в городе Хабаровске за март 2019 года в составе платы за коммунальные услуги, равно как и отдельной строкой не наступила.

При указанных обстоятельствах состоявшиеся по делу выводу о том, что ООО «УК «ДВРСК» в отсутствие законных оснований начислило отдельную плату за услугу «утилизация отходов» за март 2019 года признаются правильными.

Допущенное нарушение, выразившееся в неправильном взимании платы за оказываемые услуги, свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, которые относятся к лицензионным требованием, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, вина управляющей компании в незаконном взимании платы за «утилизацию отходов», выставленной отдельной строкой в платежных документах была предметом исследования и оценки, полно подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.

Обращение с твердыми коммунальными отходами как составляющая платы за коммунальные услуги была включена в положения части 4 статьи 156 ЖК РФ Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ).

Как указано выше, данная норма Жилищного кодекса с момента ее введения и до настоящего времени имеет особенности в применении, связанные с началом действия региональных операторов и утверждения тарифов на оказываемые ими услуги.

До изложения части 4 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона № 176-ФЗ плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, как обязательный и необходимый элемент содержания общего имущества, входила в плату за содержание жилого помещения в качестве платы за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В переходный период времени, к которому относится и период возникновения правоотношений по настоящему делу, действует тот же порядок, согласно которому плата за обращение с отходами входит в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.

Таким образом, выделение в отдельную строку платежного документа оплаты услуг по утилизации отходов без увеличения общей суммы платежей за жилое помещение и коммунальные услуги невозможно без соразмерного уменьшения размера платы за содержание и текущий ремонт жилья, куда входит содержание общего имущества многоквартирного дома.

Вместе с тем материалы дела сведений об уменьшении платы за содержание жилого помещения в многоквартирном жилом доме 4 по улице Данчука в городе Хабаровске не содержат. К представленным по делу жалобам подтверждающие указанное обстоятельство документы не приложены.

Предложение комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края представить расшифровку платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме лицензиатом оставлено без ответа.

Следовательно, состоявшиеся по делу выводы о том, что управляющей компанией неправильное взималась плата за предоставленные коммунальные услуги, что свидетельствует о нарушении лицензиатом лицензионных требований, являются правильными.

Ссылки в жалобе на положения части 4 статьи 158 ЖК РФ, позволяющие органу местного самоуправления установить размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такой платы, не могут быть признаны относимыми, так как из представленных в дело квитанций не следует, что расчет платы за содержание и ремонт жилых помещений производился обществом по утвержденным тарифам.

Кроме того, использование утвержденного органом местного самоуправления тарифа оплаты за содержание и ремонт жилых помещений, в который в силу изложенных выше положений законодательства включены расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами, и одновременное выставление отдельной строкой платы за «утилизацию отходов» свидетельствует о двойном взыскании платы за одну услугу, что и образует состав вмененного в вину ООО «УК «ДВРСК» административного правонарушения.

Изложенное в своей совокупности свидетельствует о правильном в целом разрешении дела как административным органом, так и районным судом, проверившим законность принятого постановления о назначении наказания.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу решений в части установления даты совершения административного правонарушения.

Согласно оспариваемым постановлению о назначении наказания от 23 мая 2019 года и решению судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 4 июля 2019 года днем совершения правонарушения, не являющегося длящимся, является 1 апреля 2019 года - первый день месяца, следующего за расчетным (март 2019 года).

С указанными выводами согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вмененное обществу правонарушение, вопреки суждениям судьи Хабаровского краевого суда длящимся не является, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня проведения проверки и составления акта по ее результатам, а со дня, когда были нарушены лицензионные правила, то есть без законных оснований выставлен счет на оплату услуги по утилизации отходов за март 2019 года.

В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В рассматриваемом случае такой иной срок установлен договором управления многоквартирным домом (л.д.155), в силу пункта 3.1.15 которого выставление счета управляющей компанией гарантируется в срок до 10 числа месяца, в котором необходимо произвести платеж.

В силу изложенного за март 2019 года платеж следовало произвести в апреле, а счет выставить не позднее 10 апреля 2019 года.

Следовательно, нарушение при начислении платы могли быть допущены обществом не позднее указанной даты.

Поскольку по делу фактически невозможно установить дату выставления платежного документа, то 10 апреля 2019 года следовало признать датой совершения вменного в вину ООО «УК «ДВРСК» правонарушения.

Неправильное установление по делу фактического обстоятельства влечет за собой изменение состоявшихся по делу решений в части в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

изменить вынесенные в отношении ООО «УК «ДВРСК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях акты:

- постановление заместителя председателя комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Саласина А.П. от 23 мая 2019 года и решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 4 июля 2019 года, исключив вывод о совершении правонарушения 1 апреля 2019 года;

Дополнить указанные постановление и решение суда тем, что днем совершения вмененного в вину правонарушения является 10 апреля 2019 года.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу защитника ООО «УК «ДВРСК» ООО «УК «ДВРСК» Овчинниковой О.Н. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева