ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1754/20 от 13.04.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1754/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кемерово 13 апреля 2020 года

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района ФИО2,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 4 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Исилькульского городского суда Омской области от 20 января 2020 года, управляющий делами Администрации Исилькульского муниципального района ФИО2 (далее – ФИО2) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в кассационный суд, ФИО2 просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование указывает, что

- на сайте администрации в полном объеме размещена информация в соответствии с Перечнем и Содержанием, установленными ст.ст.13, 14 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". При этом в данном нормативном правовом акте отсутствует упоминание о гиперссылках, в связи с чем отсутствует состав административного правонарушения;

- на главной странице сайта на момент проведения проверки имелись вкладки «Подраздел с проектами нормативных правовых актов, подготовленных Администрацией», «Обращения граждан», перейти на которые с раздела «Противодействие коррупции» было невозможно ввиду отсутствия гиперссылки, однако с главной страницы сайта в данные разделы можно было зайти и ознакомиться со всей размещенной информацией;

- в судебном заседании прокурор не настаивал на вменении неразмещения гиперссылок, а также на размещении заархивированных сведений (формат zip) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, признание ФИО2 виновным в совершении указанных деяний порождает правовую неопределенность; не исследован довод о том, что проверка проведена с нарушением Федерального закона «О прокуратуре»; отсутствуют доказательства проведения проверки в соответствии с ежегодным планом проверок, не указаны причины проведения внеплановой проверки, отсутствует решение о проведении проверки, администрация не была надлежащим образом уведомлена о проведении проверки;

- ссылка судов на приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не относится к рассматриваемому делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.13.27 КоАП РФ неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.

В силу ст.4 Федерального закона № 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу ст.9 названного Закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают доступ к информации о своей деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.13 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.7 ст.14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с п.7 ст.7 названного Закона основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.7.4 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от 23.08.2019 № 371 утверждено Положение о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных разделам противодействия коррупции, на официальном сайте Исилькульского муниципального района Омской области (далее – Положение). Согласно п.1 Положения на главной странице официального сайта Исилькульского муниципального района размещается отдельная гиперссылка на раздел с наименованием «Противодействие коррупции».

Из обстоятельств дела следует, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией Исилькульского муниципального района законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в том числе наполнения раздела о противодействии коррупции. 7 сентября 2019 года при осуществлении мониторинга официального сайта органа местного самоуправления Исилькульского муниципального района в период с 16 час. 00 мин. до 16 час. 42 мин. установлено, что в подразделе «Правовые акты в сфере противодействия коррупции» в нарушение подп.1 п.3 Положения не размещены гиперссылки на действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции;

в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» в нарушение п.5 Положения отсутствует гиперссылка на подраздел с проектами нормативных правовых актов, подготовленных администрацией;

в подразделе «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в нарушение п.12 Положения размещены заархивированные сведения (формат zip);

подраздел «Как сообщить о фактах коррупции» в нарушение п.18 Положения не содержит гиперссылку на подраздел «Обращения граждан».

По результатам проверки старшим помощником прокурора Исилькульской межрайонной прокуратуры составлена справка от 7 сентября 2019 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Исилькульской межрайонной прокуратуры постановления о возбуждении в отношении управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района ФИО2 дела об административном правонарушении от 13 сентября 2019 года.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья, с которым согласился судья городского суда, пришел к выводу о нарушении ФИО2 п.5 Положения в части отсутствия в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» гиперссылки на подраздел с проектами нормативных правовых актов, подготовленных администрацией; п.18 Положения в части отсутствия в подразделе «Как сообщить о фактах коррупции» гиперссылки на подраздел «Обращения граждан» и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.

Изложенные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотом официального сайта Исилькульского муниципального района, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО1 на должность управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района, Положением о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных разделам противодействия коррупции, на официальном сайте Исилькульского муниципального района <адрес>, утвержденным постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, п.2 которого контроль за исполнением постановления возложен на ФИО4

Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Доводы жалобы, поданной в кассационный суд, не содержат правовых аргументов, влекущих отмену постановления.

Так, вопреки доводам жалобы постановлением мирового судьи в вину ФИО2 не вменяется нарушение подп.1 п.3 и п.12 Положения о требованиях к размещению и наполнению разделов, посвященных разделам противодействия коррупции, на официальном сайте Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденного постановлением Администрации Исилькульского муниципального района от 23.08.2019 № 371.

Иные доводы жалобы были предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отклонены.

В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального закона № 8-ФЗ надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с п.2 ст.21 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Вопреки доводам жалобы, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления установлены прокурором не в результате проверки, а в результате мониторинга соблюдения установленного порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных названным законодательством, проведенного на основании задания прокуратуры Омской области от 02.09.2019 , в связи с чем доводы о несоблюдении порядка проведения проверки, являются несостоятельными.

Довод жалобы о том, что суды необоснованно сослались на приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", заслуживает внимания, однако, о незаконности постановления и решения не свидетельствует и их отмену повлечь не может.

Наказание ФИО2 назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 4 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего делами Администрации Исилькульского муниципального района ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Л.Ю. Ковалюк