ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1779/20 от 19.06.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№16-1779/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 19 июня 2020 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу и.о. заместителя директора ФГУП «Росморпорт» ФИО2, на вступившие в законную силу решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Росморпорт»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 19 апреля 2019 года юридическое лицо ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Решением судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 19 апреля 2019 года оставлено без изменения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2019 года решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции и.о. заместителя директора ФГУП «Росморпорт» ФИО2, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ФГУП «Росморпорт» выполнило требования законодательства Российской Федерации об обязательном проведении государственной экологической экспертизе и получению разрешения на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в акватории и подходном канале порта Туапсе на период 2012 - 2020 гг. У ФГУП «Росморпорт» имелись все разрешительные документы, предусмотренные действующим законодательством для проведения дноуглубительных работ в порту Туапсе в 2019 году. Все действия ФГУП «Росморпорт» подтверждают принятие необходимых мер по соблюдению норм действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, в связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации, проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних: морских вод и территориального моря.

Государственная экологическая: экспертиза организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских, вод и территориальною моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственныхостровов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственно и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такойдеятельности на окружающую среду.

Из содержания статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следует, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе, объект государственной, экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший; положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», установлено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим - конкретную государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155- ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Таким образом, заключение государственной экологической экспертизы теряет силу в случае истечения срока его действия.

Как следует из материалов дела, Туапсинской транспортной прокуратурой, в рамках надзора за исполнение законов об охране окружающей среды и природопользования, с участием специалиста-заместителя начальника Туапсинского отдела по надзору на море проведения государственной экологической экспертизы Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, с 26 февраля 2019 года по 26 марта 2019 года проведена проверка соблюдения ФГУП «Росморпорт», расположенного по адресу: <адрес>, законов об охране окружающей среды природопользования при проведении ремонтных дноуглубительных работ на акватории и подходном канале порта Туапсе.

Прокурорской проверкой было установлено, что приказом Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 29 марта 2013 года № 744 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, проектной документации «Проект ремонтных дноуглубительных работ на акватории и подходном канале порта Туапсе на период 2012-2020гг.», со сроком действия заключения 4 года, а именно до 29 марта 2017 года.

В нарушение указанных требований, ремонтные дноуглубительные работы, а также захоронение в акватории Черного моря донного грунта, извлеченного при проведении ремонтных дноуглубительных работ, ФГУП «Росморпорт» осуществлялось в нарушение вышеназванных требований законодательства, по истечению срока действия заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Проект ремонтных дноуглубительных работ на акватории и подходном канале порта Туапсе на период 2012- 2020 гг.».

Таким образом, квалификация действий ФГУП «Росморпорт» является правильной.

Факт совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, в том числе постановлением заместителя Туапсинского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 5 апреля 2019 года, актом проверки соблюдения законодательства при осуществлении ремонтных дноуглубительных работ в морском порту Туапсе от 26 марта 2019 года.

Установив факты, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, мировой судья обоснованно признал ФГУП «Росморпорт» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.4 КоАП РФ.

Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку, ФГУП «Росморпорт» не подтвердило факт проведения указанных работ в рамках чрезвычайной ситуации, то есть у юридического лица не имелось разрешительных документов для их проведения в 2019 году.

Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ФГУП «Росморпорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.4 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, вступивших в законную силу, полагаю, что решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2019 года подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 10 июня 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу и.о. заместителя директора Азово-Черноморского бассейнового филиала – начальника Туапсинского управления ФИО2 – без удовлетворения.

Судья