ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1780/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Аглямовой Эльмиры Петровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственности «Племенное дело», на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора труда от 30 июня 2021 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года, решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственности «Племенное дело»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора труда от 30 июня 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Племенное дело» (далее – ООО «Племенное дело», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 33 000 рублей.
Решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 октября 2021 года, жалоба защитника Аглямовой Эльмиры Петровны, действующей на основании доверенности в интересах ООО «Племенное дело», удовлетворена частично, постановление старшего государственного инспектора труда от 30 июня 2021 года изменено, сумма назначенного наказания снижена до 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель выражает несогласие с состоявшими постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник, помимо прочего, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В порядке статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2020 года о минимальной заработной плате в Республике Татарстан с 01 января 2021 года минимальная зарплата установлена в размере 15400 рублей.
Как усматривается из материалов дела, старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республики Татарстан ФИО4 была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований трудового законодательства в ООО «Племенное дело», зарегистрированное по адресу: <адрес>, Казань, <адрес>.
В ходе проверки должностным лицом выявлено, что в нарушение статей 21, 22, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 30 декабря 2020 года, работодателем ООО «Племенное дело» выплата заработной платы работникам (в частности, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и др.) с 1 января 2021 года производится меньше минимального размера оплаты труда, установленного в Республике Татарстан.
Кроме того, согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В нарушении статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем выплата компенсации за нарушение установленных сроков выплат не начислена и не выплачена.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля № 16/3-981-21-ПВ/12-9564-И/2017-3 от 01 июня 2021 года, актом проверки №16/3-981-21-ПВ/12-9564-И/2017-3 от 30 июня 2021 года, протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2021 года, письмом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 4 февраля 2021 года за исх. № 22-24/1137 и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, ООО «Племенное дело» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние ООО «Племенное дело» квалифицировано по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и трудового законодательства.
Доводы жалобы о том, что 26 января 2021 года ООО «Племенное дело» направило в адрес Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальном заработной плате с приложением предложения о планируемом рассмотрении вопроса повышения минимальном заработной платы в организации, в котором указано, что предложения по увеличению минимального размера заработной платы до уровня Республики Татарстан планируется рассматривать в 2022 году, обосновано признан судьей городского суда несостоятельным.
ООО «Племенное дело» действительно направило в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан отказ от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате. Однако ООО «Племенное дело» не выполнило требование части 8 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно к указанному отказу не приложены предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
Согласно пункту 6 статьи 1 Соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2020 года о минимальной заработной плате в Республике Татарстан в целях поэтапного повышения размера минимальной заработной платы, установленного для работников, предусмотренных пунктом 1 настоящего Соглашения, до стоимостной величины минимального потребительского бюджета в Республике Татарстан (в рамках реализации статьи 6 Закона Республики Татарстан от 23 июля 2008 года N 31-3PT «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан») следующий срок повышения размера минимальной заработной платы устанавливается с 1 января 2022 года, определяемого в процентном соотношении от стоимостной величины минимального потребительского бюджета в целом по Республике Татарстан за II квартал 2021 года. Таким образом, предложения по срокам повышения минимальной заработной платы определяются работодателями в течение 2021 года.
Довод жалобы о том, что наказание обществу должно быть назначено с соблюдением положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО «Племенное дело» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Племенное дело» в пределах санкции части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора труда от 30 июня 2021 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2021 года, решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 октября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственности «Племенное дело» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Аглямовой Эльмиры Петровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственности «Племенное дело», оставить без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Решение11.03.2022