ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-179/2022 (№ 16-3006/2021)
г. Пятигорск 1 февраля 2022 г.
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 10 января 2021 г.) жалобу заместителя министра финансов Ставропольского края ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г. (№ 7-393/2021), вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра финансов Ставропольского края от 17 июля 2020 г. № 16-09/014-2020, в котором определением этого же должностного лица от 24 ноября 2020 г. исправлены описки, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 апреля 2021 г. постановление заместителя министра финансов Ставропольского края от 17 июля 2020 г. № 16-09/014-2020 оставлено без изменения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г. постановление заместителя министра финансов Ставропольского края от 17 июля 2020 г. № 16-09/014-2020, определение заместителя министра финансов Ставропольского края от 24 ноября 2020 г., решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 апреля 2021 г. отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель министра финансов Ставропольского края ФИО1 просит отменить решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г., приводя доводы о его незаконности и не соглашаясь при этом с выводами судьи о ненадлежащем извещении ФИО2 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, об отсутствии полномочий у министерства финансов Ставропольского края рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оставить постановление заместителя министра финансов Ставропольского края от 17 июля 2020 г. № 16-09/014-2020, определение заместителя министра финансов Ставропольского края от 24 ноября 2020 г., решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 22 апреля 2021 г. без изменения.
ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о поступлении указанной жалобы, в установленный срок возражения на него не представил.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. № 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили обстоятельства, выявленные при проведении в период с 29 января 2020 г. по 13 марта 2020 г. на основании приказа министерства финансов Ставропольского края (далее также - Минфин Ставропольского края) от 18 декабря 2019 г. № 368 «О назначении контрольного мероприятия» выездной плановой проверки министерства экономического развития Ставропольского края (далее также - Минэкономразвития Ставропольского края). Согласно составленному по результатам проведения проверки протоколу об административном правонарушении, должностным лицом ФИО2, занимавшим в проверяемый период должность министра экономического развития Ставропольского края, в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не был обеспечен контроль за осуществлением функций главного распорядителя бюджетных средств, в части соблюдения норм, предусмотренных «Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Ставропольского края и бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Ставропольского края (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ставропольского края) и лимитов бюджетных обязательств», утвержденным приказом министерства финансов Ставропольского края от 09 декабря 2015 г. № 414-бр (далее – Порядок № 414-бр), что повлекло несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Данное правонарушение установлено в рамках финансирования расходов по основным мероприятиям Подпрограммы «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ставропольском крае, развитие выставочно-ярмарочной деятельности» государственной программы Ставропольского края «Экономическое развитие и инновационная экономика», утверждённой постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. №571-п. Так, по основному мероприятию «Развитие и координация выставочно-ярмарочной деятельности» изменение показателей бюджетной росписи произведено на основании уведомлений Минфина Ставропольского края о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на сумму 35 000 000 рублей от 09 октября 2018 г. № 1166 и № 1167, соответственно. В нарушение пункта 30 Порядка № 414-бр соответствующие внесения изменений в бюджетную роспись Минэкономразвития Ставропольского края осуществлены только 16 октября 2018 г. (в срок, превышающий три рабочих дня со дня доведения до него измененных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств) на основании приказа от 16 октября 2018 г. № 349/од и уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств на сумму 35 000 000 рублей от 16 октября 2018 г. № 47. По основному мероприятию «Формирование инвестиционной привлекательности», в части направления расходов на строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности, внесено изменение показателей бюджетной росписи на основании уведомлений Минфина Ставропольского края о бюджетных ассигнованиях на сумму 29 595 980 рублей от 09 октября 2018 г. № 1180. В нарушение пункта 30 Порядка № 414-бр соответствующие внесения изменений в бюджетную роспись Минэкономразвития Ставропольского края осуществлены только 16 октября 2018 (в срок, превышающий три рабочих дня со дня доведения до него измененных показателей сводной бюджетной росписи) на основании приказа от 16 октября 2018 г. № 349/од и уведомления о бюджетных ассигнованиях на сумму 29 595 980 рублей от 16 октября 2018 г. № 47.
Рассматривая дело об административном правонарушении, заместитель министра финансов Ставропольского края признал доказанным наличие в действиях должностного лица ФИО2, занимавшего в указанные выше периоды должность министра экономического развития Ставропольского края, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы заместителя министра финансов Ставропольского края поддержал судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края, рассматривая жалобу ФИО2 на вынесенное по делу постановление.
Судья краевого суда не согласилась с постановлением заместителя министра финансов Ставропольского края, с вынесенным им определением об исправлении описки, а также решением судьи Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края от 22 апреля 2021 г. Указав на то, что при рассмотрении настоящего дела допущены существенные процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющие фундаментальный, принципиальный, невосполнимый характер и которые повлияли на исход дела, судья краевого суда пришла к выводу об отмене вынесенных по делу актов и, поскольку на момент рассмотрения дела истек срок давности привлечения к административной ответственности, прекращению производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья краевого суда исходила из того, что в материалах дела отсутствуют сведения об ознакомлении ФИО2 с актом выездной проверки № 16-08/6 от 27 апреля 2020 г., об извещении ФИО2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрения по существу в порядке, предусмотренном статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о вручении или отправки ФИО2 копии протокола об административном правонарушении в порядке и сроки, предусмотренные частью 4.1 статьи 28.2 названного Кодекса, имеющиеся в материалах дела почтовые реестры и отчёты об отслеживании отправлений не могут быть признаны допустимыми доказательствами надлежащего уведомления ФИО2 о выполнении указанных процессуальных действий. Кроме того, судьей краевого суда указано на то, что согласно пунктам 8.3 и 9 «Положения о министерстве финансов Ставропольского края», утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 28 июня 2006 г. № 389, Минфин Ставропольского края не относится к числу предусмотренных частями 1, 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделённых полномочиями осуществлять не только контроль, но и надзор в финансово-бюджетной сфере и, соответственно, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.11 названного Кодекса.
Учитывая то, что по результатам плановой выездной проверки, проведенной Минфином Ставропольского края в период с 29 января 2020 г. по 13 марта 2020 г., в отношении должностного лица ФИО2, занимавшего в указанные выше периоды должность министра экономического развития Ставропольского края, было возбуждено несколько дел об административных правонарушениях, подвергать сомнению выводы судьи краевого суда об отсутствии в материалах дела данных о надлежащем извещении ФИО2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения данного дела по существу, о вручении или отправки ФИО2 копии протокола об административном правонарушении в порядке и сроки, предусмотренные частью 4.1 статьи 28.2 названного Кодекса, оснований не имеется.
При таких обстоятельствах, ввиду того, что вменяемое ФИО2 административное правонарушение совершено 16 октября 2018 г., на момент рассмотрения дела об административном правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел истек, с выводом судьи краевого суда о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует согласиться.
Вместе с тем вывод судьи Ставропольского краевого суда о том, что Минфин Ставропольского края не относится к числу предусмотренных частями 1, 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделённых полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.11 названного Кодекса, основан на ошибочном толковании норм права.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 4 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 данной статьи должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно абзацу второму части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых названным Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, предусмотренных статьей 15.15.11 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Ставропольского края от 31 июля 1996 г. № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края» Правительство Ставропольского края, отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ставропольского края составляют единую систему исполнительной власти Ставропольского края, возглавляемую высшим должностным лицом Ставропольского края - Губернатором Ставропольского края.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Ставропольского края от 31 июля 1996 г. № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края» в соответствии с системой органов государственной власти Ставропольского края структура исполнительных органов государственной власти Ставропольского края утверждается Губернатором Ставропольского края.
Структура органов исполнительной власти Ставропольского края определяется Губернатором Ставропольского края в соответствии с функциями, задачами соответствующих органов и их местом в системе органов исполнительной власти Ставропольского края, а также с учетом организационно-правовых форм, установленных для соответствующих федеральных исполнительных органов государственной власти (пункт 2 статьи 8 Закона Ставропольского края от 31 июля 1996 г. № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края»).
Пунктом 1 «Положения о министерстве финансов Ставропольского края», утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 28 июня 2006 г. № 389 (далее – Положение) определено, что министерство финансов Ставропольского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение единой финансовой и бюджетной политики на территории Ставропольского края и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Ставропольского края.
Согласно пункту 7 названного Положения основной задачей министерства является также контроль в финансово-бюджетной сфере (подпункт 4).
В соответствии с подпунктами 29, 30, 65 пункта 8 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет проведение проверок, ревизий и обследований деятельности объектов государственного финансового контроля; внутренний государственный финансовый контроль; в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений, а в соответствии с подпунктом 28 пункта 8.2 Положения устанавливает перечень должностных лиц министерства, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;
Согласно пункту 8.7 Положения министерство также осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
«Перечень должностных лиц министерства финансов Ставропольского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 в пределах своих бюджетных полномочий и частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств бюджета Ставропольского края» утвержден приказом министерства финансов Ставропольского края от 21 января 2014 г. № 8, в числе которых назван главный государственный инспектор отдела внутреннего государственного финансового контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: 1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; 2) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.15.11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Закона Ставропольского края от 28 декабря 2011 г. № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края» Контрольно-счетная палата Ставропольского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Думой Ставропольского края и подотчетным ей.
Контрольно-счетная палата согласно Положению о нем является государственным органом Ставропольского края, однако в силу Закона Ставропольского края от 31 июля 1996 г. № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края» в структуру органов исполнительной власти края не входит.
Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю является территориальным органом Федерального казначейства (федерального органа исполнительной власти), созданным в границах Ставропольского края, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства (пункт 1 «Положения об Управлении Федерального казначейства по Ставропольскому краю», утвержденного приказом Казначейства России от 27 декабря 2013 г. № 316).
Таким образом, ни Контрольно-счетная палата Ставропольского края, ни Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю не относятся к органам исполнительной власти Ставропольского края, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с положениями статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из анализа приведенных правовых норм дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий), каковым и является министерство финансов Ставропольского края.
С учетом изложенного, содержащийся в решении судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г. вывод о том, что Минфин Ставропольского края не относится к числу предусмотренных частями 1, 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделённых полномочиями осуществлять не только контроль, но и надзор в финансово-бюджетной сфере и, соответственно, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.11 названного Кодекса, является не верным.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г. подлежит изменению путем исключения из его описательно-мотивировочной части вывода о том, что Минфин Ставропольского края не относится к числу предусмотренных частями 1, 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделённых полномочиями осуществлять не только контроль, но и надзор в финансово-бюджетной сфере и, соответственно, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.11 названного Кодекса.
Данное изменение не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В остальной части тот же судебный акт подлежи оставлению без изменения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г. (№ 7-393/2021), вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из его описательно-мотивировочной части вывод о том, что Минфин Ставропольского края не относится к числу предусмотренных частями 1, 2 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделённых полномочиями осуществлять не только контроль, но и надзор в финансово-бюджетной сфере и, соответственно, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.11 названного Кодекса.
В остальной части решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 июня 2021 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя министра финансов Ставропольского края ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья краевого суда Загорская О.В.