ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1810/2021 от 30.04.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1810/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 апреля 2021 года г. Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 ставит вопрос об отмене указанного постановления, приводя доводы о его незаконности, прекращении производства по делу. Кроме того указывает на незаконность вывода судьи Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики, изложенные в определении от 14 июля 2020 года о направлении дела на рассмотрение по подведомственности мировому судье.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Рассмотрение дела осуществлено мировым судьей с соблюдением требований территориальной подведомственности. Административное расследование в правовом понимании, определяемом статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу должностным лицом не осуществлялось, в связи с чем судья Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики, на рассмотрение к которому поступило настоящее дело правомерно, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направил его на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужил протокол об административном правонарушении, согласно которому 24 апреля 2020 года около 18 часов 45 минут ФИО1, являясь продавцом в магазине «<данные изъяты>» (индивидуального предпринимателя ФИО2), расположенном по адресу: <адрес> осуществила реализацию спирта «Душистая вода 95 Лимон» в стеклянной емкости объемом 100 мл ФИО6. для употребления вовнутрь, в нарушение Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Мировой судья, рассматривая протокол по существу, пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как последняя 24 апреля 2020 года около 18 часов 45 минут, в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> осуществила реализацию одной бутылки этилового спирта объемом 100 мл, свободная реализация которого запрещена. Своими действиями ФИО1 нарушила требования Указа Президента РФ от 22 февраля 1992 года № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», которым утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена, поскольку в число данных видов продукции включен спирт этиловый.

Постановление мирового судьи законным признать нельзя.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Статьёй 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (статья 1 Закона № 171-ФЗ).

Анализ протокола об административном правонарушении позволяет прийти к выводу о том, что событие вмененного ФИО1 административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, указание на норму Закона № 171-ФЗ, которая была нарушена продавцом ФИО1 продажей изделия: вода душистая «Лимон», протокол об административном правонарушении не содержит.

При этом из материалов дела объективно усматривается, что изъятое в количестве 22 бутылок косметическое средство: вода душистая имеется сертификат соответствия с периодом действия с 3 сентября 2019 года по 2 сентября 2022 года, согласно которому продукция является парфюмерным изделием: вода душистая «Лимон» (код ОК 20.42.11), соответствует требованиям нормативных документов ТУ 20.42.11-001-15968345-2017 «Вода душиста», имеет паспорт качества № 10. При этом розничная торговля косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, согласно сведениям государственного реестра индивидуальных предпринимателей, является разрешенным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 ( в магазине которой осуществлена реализация).

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст утвержден Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее также - классификатор). Согласно классификатору к коду 20.42.11 относятся духи и туалетная вода. При этом духи относятся к коду 20.42.11.110, туалетная вода относится к коду 20.42.11.120.

Указанному коду (20.42.11.120) соответствует код ТН ВЭД согласно Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, - 3303 00 900 0 - туалетная вода.

Как указано в пункте 4 статьи 1 Закона № 171-ФЗ, Правительство Российской Федерации, исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие названного Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 401 утверждены Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, на деятельность по обороту которой не распространяется действие названного Федерального закона при ввозе в Российскую Федерацию.

В перечни парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Закона № 171-ФЗ включены духи в том числе парфюмированные воды по коду 20.42.11.110, а также вода туалетная по коду 20.42.11.120 в потребительской таре, максимальным объемом 150 мл.

Данное обстоятельство необоснованно мировым судье было оставлено без внимания и никакой оценки не получило.

При этом доказательств того, что ФИО1 реализовала спирт этиловый, в материала дела не имеется.

Нарушение ограничений, установленных иными нормативно - правовыми актами, в том числе в части условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, ФИО1 не вменялось.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики от 17 августа 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья О.Р. Новоженина

Решение14.05.2021