ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1826/2022 от 18.08.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1826/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 18 августа 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кобзарь И.И. на вступившие в законную силу решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 3 марта 2022 года и решение судьи Магаданского областного суда от 21 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 декабря 2021 года публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее - ПАО «Магаданэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере .

Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 3 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Магаданского областного суда от 21 апреля 2022 года, указанное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Кобзарь И.И. просит вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, оставить в силе постановление о назначении административного наказания.

ПАО «Магаданэнерго» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещено о принесении жалобы, возражений на неё не представило.

Изучение истребованных материалов дела, доводов жалобы и возражений позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчёте о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ под водоотведением понимается приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно пункту 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 (далее – Правила) указанные Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В силу пункта 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждённых приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 программа производственного экологического контроля должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризаций отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ПАО «Магаданэнерго» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило представление в Ленское бассейновое водное управление ежеквартальной отчётности по форме 3.3 в искаженном виде ввиду отсутствия аккредитации у лаборатории по контролю природных, морских и сточных вод химического цеха филиала Магаданская ТЭЦ ПАО «Магаданэнерго», осуществляющей анализ сбрасываемых в сточных вод.

Соглашаясь с выводами судьи городского суда, решением которого постановление должностного лица административного органа было отменено, производство по делу прекращено, судья областного суда, указал, что водоотведение с использованием централизованной системы ПАО «Магаданэнерго» не осуществляется, в связи с чем положения Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, а также Правил от 22 мая 2020 года № 728 на осуществляемую ПАО «Магаданэнерго» в деятельность не распространяется. Протокол об административном правонарушении не содержит указания на то какие нормы возлагают на водопользователя обязанность предоставлять в уполномоченный орган отчётную информацию аккредитованной лаборатории, а также какую отчётную информацию водопользователю необходимо представлять. Ссылки на обстоятельства того, что в отчётной информации представляемой ПАО «Магаданэнерго» по форме 3.3 (сведения, полученные в результате учёта качества сточных вод и (или) дренажных вод) в соответствии с приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года № 903 содержатся сведения, являющиеся недостоверными и отличными от действительных показателей состава и свойств сточных вод, сбрасываемых ПАО «Магаданэнерго» в , в протоколе об административном правонарушении и в материалах дела не имеется. Кроме того, из содержания протокола об административном правонарушении не усматривается, за какой квартал конкретного года (годов) сведения по форме 3.3 были представлены ПАО «Магаданэнерго» в Ленское бассейновое водное управление в недостоверном и искаженном виде, что свидетельствует о неустановлении административным органом в ходе производства по делу объективной стороны вменённого правонарушения, а также времени его совершения.

Не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций оснований не имеется.

В настоящей жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, оценивая имеющиеся доказательства, и трактуя нормы права, указывает на наличие вины ПАО «Магаданэнерго» в совершении административного правонарушения.

Вместе с тем, доводы жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.

Вопреки доводам жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены без существенных нарушений, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, и с выводами судей, изложенными в соответствующих судебных актах, следует согласиться.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

п о с т а н о в и л:

решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 3 марта 2022 года и решение судьи Магаданского областного суда от 21 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Кобзарь И.И. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский