ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1830/2021 от 23.04.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1830/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 апреля 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска от 1 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2020 года, вынесенные в отношении автономной некоммерческой организации – организации дополнительного образования «Международная школа журналистики и коммуникации» (далее – АНО «МШЖК») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска от 1 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2020 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО «МШЖК» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области ФИО1, направившая дело на рассмотрение мировому судье, просит отменить вынесенные по делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными.

АНО «МШЖК», извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче вышеуказанной жалобы на указанные судебные акты, в установленный срок возражения на нее не представила.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения некоммерческой организации к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для составления в отношении АНО «МШЖК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в нем сведения о том, что АНО «МШЖК» не исполнила в установленный срок до 7 сентября 2020 года письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 20 июля 2020 года об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе осуществления контроля за деятельностью АНО «МШЖК», выразившиеся в нарушении обязанностей, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: АНО «МШЖК» не представила в уполномоченный орган (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области) в срок до 1 июля 2020 года документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 года № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», либо, если учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности за 2019 год.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО «МШЖК», мировой судья указала, что обязанность в установленный срок предоставлять вышеуказанные сведения в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации на АНО «МШЖК», возложена в силу закона, в связи с чем у административного органа (Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области) отсутствовали основания для повторного требования данных сведений, путем направления письменного предупреждения. Таким образом, в действиях АНО «МШЖК» отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С такими выводами мирового судьи согласилась судья районного суда.

Между тем, мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска и судьей Ленинского районного суда города Ульяновска не учтено следующее.

Подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено право Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов в случае выявления нарушения некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации вынести письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Данное полномочие сформулировано как самостоятельное, реализация которого может быть не связана с реализацией других контрольных полномочий.

За невыполнение в установленный срок предупреждения предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письменное предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области от 20 июля 2020 года об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации в отношении АНО «МШЖК» указывает о допущенном нарушении законодательства Российской Федерации и сроке его устранения.

В связи с невыполнением в установленный срок законного предупреждения (представления) в отношении АНО «МШЖК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области основания для повторного требования от АНО «МШЖК» сведений, путем направления письменного предупреждения, являются преждевременными, поскольку они повторными не являются.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска и судьей Ленинского районного суда города Ульяновска требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение или отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные мировым судьей судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска и судьей Ленинского районного суда города Ульяновска нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела. В связи с чем, в рассматриваемом случае, имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении АНО «МШЖК».

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска от 1 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2020 года, принятые по данному делу об административном правонарушении в отношении АНО «МШЖК», подлежат отмене.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса для юридических лиц, составляет три месяца.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек на момент рассмотрения настоящей жалобы.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского судебного района города Ульяновска от 1 октября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 ноября 2020 года, вынесенные в отношении автономной некоммерческой организации – организации дополнительного образования «Международная школа журналистики и коммуникации» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья С.С. Картовенко

Постановление13.05.2021