ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1837/2021 от 29.04.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1837/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 29 апреля 2021 г.

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Серовского, Сосьвинского, Гаринского округов, городского округа Верхотурский, Новолялинского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель от 20 июля 2020 года, решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 22 сентября 2020 года и решение судьи Свердловского областного суда от 24 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Серовского, Сосьвинского, Гаринского округов, городского округа Верхотурский, Новолялинского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО2 от 20 июля 2020 года № 25, оставленным без изменения решением судьи Серовского районного суда Свердловской области от 22 сентября 2020 года и решением судьи Свердловского областного суда от 24 ноября 2020 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу постановление и судебные акты, ФИО1 приводит доводы об их незаконности, просит отменить постановление и судебные акты и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Частями 1, 2, 4 и 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 данного Кодекса.

При рассмотрении дела установлено, что 30 марта 2020 года администрацией Серовского городского округа проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением обязательных требовании земельного законодательства в отношении ФИО1 при использовании последней на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Объектом плановой выездной проверки был земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1118 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под жилой дом индивидуальной жилой застройки.

При проведении проверки было установлено, что указанный земельный участок расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки).

Основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1 являются: для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, дошкольное начальное и среднее образование.

Вспомогательными видами разрешенного использования являются: хранение автотранспорта, благоустройство территории, площадки для занятий спортом, предоставление коммунальных услуг, обеспечение внутреннего правопорядка.

Условно разрешенными видами использования являются: малоэтажная многоквартирная застройка, магазины, общественное питание, бытовое обслуживание, оказание услуг связи, деловое управление, объекты культурно-досуговой деятельности, оборудованные площадки для занятий спортом, религиозное использование, коммунальное обслуживание.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в установленном законом порядке; в случае отказа в предоставлении такого разрешения собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) вправе оспорить его в суде (части 6 и 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рамках проведения плановой выездной проверки был произведен визуальный осмотр земельного участка, в ходе проведения которого было выявлено нарушение требований земельного законодательства, связанное с использованием ФИО1 земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, не в соответствии с его целевым назначением.

Существо, выявленных в ходе проведения плановой выездной проверки нарушений, выразилось в следующем.

На земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, находится двухэтажное здание с вывеской: «Магазин Каминский», в котором осуществляется розничная продажа пищевых продуктов и напитков. Внутри здания на первом этаже обустроен торговый зал, в котором находятся: морозильные лари; витрины с продуктами питания и напитками с указанием цен на них; прилавок с кассовым аппаратом.

Указанные обстоятельства, свидетельствующие об использовании земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> под торговый магазин, что является условно разрешенным видом использования в территориальной зоне Ж-1, и указывающие на нарушение требований абз. 1 п. 2 статьи 7, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, явились достаточным основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 13 июля 2020 года (л.д. 25-26), приказом о проведении плановой выездной проверки (л.д. 13), справкой (л.д. 15), заявлениями (л.д. 15), сведениями об основным характеристиках объекта недвижимости (л.д. 16, 19-оборот, 41-42), письмом председателя комитета по архитектуре и градостроительству (л.д. 20), письменными объяснениями ФИО1 (л.д. 27), кадастровой выпиской (л.д. 39-40), планом дома (л.д. 43-45), актом плановой выездной проверки от 20 марта 2020 года с фототаблицей (л.д. 9-12) и другими материалами дела.

Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в своей совокупности они достаточны для подтверждения виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, оснований для сомнений в их относимости и допустимости не усматривается: доказательства получены с соблюдением установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедур и содержат сведения, имеющие значение для установления обстоятельств дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Сведений о том, что ФИО1 предоставлено разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не имеется.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1, обращает внимание на то, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих факт использования принадлежащего ей земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, при этом, при рассмотрении дела должностным лицом и судебными инстанциями не было учтено то обстоятельство, что расположенный на земельном участке жилой дом, предназначен для проживания; плановая выездная проверки была проведена не всесторонне, вследствие чего все, имеющие значения для дела обстоятельства были установлены не полно.

Все доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт осуществления торговой деятельности в помещении первого этажа жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, объективно подтвержден материалами дела, в том числе актом плановой выездной проверки от 30 марта 2020 года и фототаблицей, из содержания которых усматривается, что в помещений, общая площадь которого составляет 246,8 кв.м., осуществляется систематическая предпринимательская деятельность, связанная с розничной реализацией пищевой продукции и напитков для населения; при этом, доступ в торговое помещение с улицы чем-либо не ограничен. \Таким образом, общая обстановка расположения торговых объектов на площади жилого дома, которая по своим размерам представляется значительной, прямо указывает на то, что осуществляемая деятельность никак не связана с ведением личной, бытовой деятельности и проживания.

То обстоятельство, что по утверждению ФИО1 второй этаж дома является жилым, факта использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием не устраняет.

Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судов и установленными ими обстоятельствами отмену или изменение вынесенных по делу актов не влечет.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции,

постановил:

постановление главного государственного инспектора Серовского, Сосьвинского, Гаринского округов, городского округа Верхотурский, Новолялинского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель от 20 июля 2020 года, решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 22 сентября 2020 года и решение судьи Свердловского областного суда от 24 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции П.В.Степанов