ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-185/19 от 20.11.2019 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-185/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 20 ноября 2019 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Сусловой М.С. на решения судей Благовещенского городского суда Амурской области от 26 марта 2019 года и Амурского областного суда от 11 июня 2019 года в отношении индивидуального предпринимателя Сусловой М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН Борисовой О.О. от 8 февраля 2019 года № 2468/Ц, оставленным без изменения решениями судей Благовещенского городского суда Амурской области от 26 марта 2019 года и Амурского областного суда от 11 июня 2019 года, индивидуальный предприниматель Суслова М.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Суслова М.С. просит судебные акты отменить, как незаконные.

Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами (статья 787 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует порядок и организация перевозки пассажиров и багажа по заказу (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ).

В соответствии с положениями части 1 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Договор фрахтования должен включать в себя сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования может включать в себя и иные условия (части 2, 3 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ).

Частью 4 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ предусмотрено, что при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа должен содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год); б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; д) фамилии и инициалы водителей; е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; м) количество перевезенных пассажиров; н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда (приложение № 4 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (далее – Правила перевозок).

Согласно пункту 94 Правил перевозок договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.

По делу установлено, что 15 января 2019 года в 11 часов 08 минут в городе <адрес> ИП Суслова М.С. осуществляла перевозку <данные изъяты> пассажиров (граждан <данные изъяты>) по заказу (экскурсионная поездка по городу Благовещенску) на транспортном средстве категории <данные изъяты> (автобусе) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО6, без заключения в письменной форме договора фрахтования или заказа-наряда.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ИП Сусловой М.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ, привлечения ее как должностного лица к административной ответственности по указанной норме.

Состоявшиеся по делу выводы основываются на исследованных судебными инстанциями доказательствах: протоколе об административном правонарушении, акте о результатах планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства № 303/Ц от 15 января 2019 года, водительском удостоверении на имя Савонова Д.С., путевом листе № 28, заказе-наряде, подтверждении о приеме туристической группы граждан КНР, страховом полисе, видеоматериале и других материалах дела.

Правильно установив фактические и правовые обстоятельства по делу, оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судьи обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП Сусловой М.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что на момент перевозки договор фрахтования был заключен, но отсутствовал у водителя, в связи с чем не был предъявлен должностному лицу административного органа, допущенное нарушение не образует объективной стороны предусмотренного частью 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ правонарушения, являлись предметом тщательного судебного исследования и оценки при рассмотрении дела по существу, не нашли своего подтверждения, были обоснованно отклонены, как противоречащее совокупности представленных в дело доказательств.

Как следует из взаимосвязанных положений Федерального закона № 259-ФЗ, перевозка пассажиров и багажа по заказу транспортным средством может осуществляться на основании письменного договора фрахтования или заказа-наряда. Заказ-наряд является разновидностью договора фрахтования, содержание которого установлено Правилами перевозки.

В пункте 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ закреплено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается, что водитель ФИО6, осуществляющий перевозку от имени ИП Сусловой М.С., имел при себе и предъявил 15 января 2019 года заказ-наряд на перевозку пассажиров без номера и даты, не содержащий всех необходимых и обязательных реквизитов: даты оформления заказа-наряда (число, месяц и год); наименования, адреса, номера телефона и ИНН фрахтовщика; марку транспортного средства и его государственный регистрационный знак; фамилию и инициалы водителя; адреса пункта подачи транспортного средства, даты и времени подачи транспортного средства в этот пункт; стоимости пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; должности, фамилии, инициалов и подписи лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; часов и минут прибытия транспортного средства в пункт подачи; количества перевезенных пассажиров.

Отсутствие в заказе-наряде предусмотренных Правилами перевозок реквизитов свидетельствует о том, что представленный в подтверждение наличия договорных отношений документ не отражает существенные условия сделки, что в силу вышеприведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о незаключенности договора.

При указанных обстоятельствах ИП Суслова М.С обоснованно признана лицом, осуществляющим перевозку пассажиров без заключения в письменной форме договора фрахтования и привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ.

Представленный в последующем Сусловой М.С. договор фрахтования, датированный 15 января 2019 года, обоснованно не признан доказательством, относимым к обстоятельствам дела, по которому перевозка 15 января 2019 года осуществлялась на основании заказа-наряда, не содержащего предусмотренные законом обязательные условия. Поскольку одна перевозка не может осуществляться по двум договорам (договору фрахтования и заказ-наряду), то представленный договор фрахтования вызвал обоснованные сомнения в его достоверности.

Порядок и срок привлечения ИП Сусловой М.С. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ИП Сусловой М.С. согласно санкции части 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ для должностных лиц.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение либо отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

решения судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 26 марта 2019 года и судьи Амурского областного суда от 11 июня 2019 года в отношении индивидуального предпринимателя Сусловой М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Сусловой М.С. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева