Дело №16-1861/21 ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва 12 марта 2021 г. Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 (далее также ФИО1) на вступившие в законную силу постановление судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 21 декабря 2020 года, решение судьи Тверского областного суда от 08 февраля 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: постановлением судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тверского областного суда от 08 февраля 2021 года, индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей. В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными. Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. К видам деятельности в области промышленной безопасности в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее также Федерального закона № 116-ФЗ) относится проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из положении частей 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ следует, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу частей 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 116-ФЗ по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 730 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - Положение). Согласно пунктам 3 и 9 Положения планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ. Планы мероприятий согласовываются с руководителями аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объекта. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года № 542 утверждены Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления (в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения). В силу подпункта 9 раздела II названных Правил организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263 утверждены Правила организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения). В соответствии с пунктом 3 названных Правил эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица). Согласно подпункту «а» пункта 15 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте в состав сведений об организации производственного контроля включается информация, в том числе, о плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год. Из пункта 35 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480 следует, что учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе, вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (статья 15 Федерального закона № 116-ФЗ). В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 (в редакции, действующей на момент выявления административного правонарушения) принятие в соответствии с техническими регламентами мер по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объектах, предусмотренных обоснованиями безопасности указанных технических устройств, а также мер по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 116-ФЗ. Как следует из представленных материалов, на основании распоряжения Центрального Управления Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года № РП-211- 3234-о в период с 20 ноября 2020 года по 24 ноября 2020 года проведена внеплановая выездная проверка ИП ФИО1 по месту нахождения: <...> в ходе проверки проверялось соблюдение обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта — сеть газоснабжения, эксплуатируемая ИП ФИО1 По результатам проведенной внеплановой выездной проверки, управлением выявлены нарушения выше указанных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта при осуществлении заявителем деятельности на опасном производственном объекте, а именно: опасный производственный объект (сеть газопотребления), расположенный по адресу: <...> эксплуатируемый ИП ФИО1, не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке. На объекте осуществляется использование воспламеняющегося, горючего вещества — природного газа; отсутствует (не представлено) Положение о порядке расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте ИП ФИО1, их учета и анализа, утвержденное ИП ФИО1 в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными документами; не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (сеть газопотребления); отсутствует (не представлен) План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованный с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы или с профессиональным аварийно-спасательным формированием; не заключен договор на обслуживание опасного производственного объекта (сети газопотребления) с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием; не представлены резервы о наличии финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; не представлены документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта (сети газопотребления) или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на сооружения, технические устройства, применяемые на объекте; не обеспечено проведение аттестации в области промышленной безопасности ИП ФИО1, эксплуатирующего опасный производственный объект (сеть газопотребления); отсутствует (не представлено) Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденное ИП ФИО1 в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством; не назначено решением ИП ФИО1 лицо, ответственное за осуществление производственного контроля; отсутствует (не представлен) план мероприятий по осуществлению производственного контроля на 2020 год на опасном производственном объекте (сеть газопотребления); не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта (сеть газопотребления), в исправном и безопасном состоянии, а именно: наружный и внутренний газопроводы не имеют опознавательной окраски в соответствии с ГОСТ 14202-69 «Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки» (имеется отслоение и шелушение лакокрасочного покрытия, не нанесены предупреждающие кольца); не обеспечена безопасная эксплуатация здания котельной (частичное разрушение кладки стены); не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, не выполняются основные задачи производственного контроля: не проводится анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; не разрабатываются меры, направленные на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; не проводятся проверки соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (акты комплексных и целевых проверок не представлены (отсутствуют); не ведется учет инцидентов на опасном производственном объекте (сеть газопотребления), отсутствует журнал учета инцидентов; не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств на опасном производственном объекте (сеть газопотребления), а именно: не проводится техническое обслуживание и ремонт газовых горелок двух водогрейных котлов (Buderus Logano и Лемакс), одного из двух ШРП (в договоре с ООО «РемонтГазКомплект» от 09 января 2020 года № 10 данный вид работ не предусмотрен, собственная газовая служба у ИП ФИО1 отсутствует); не проведена метрологическая поверка сигнализаторов загазованности, установленных в помещениях котельной, на угарный газ и метан (документ, подтверждающий госповерку приборов, не представлен); не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте (сеть газопотребления); ИП ФИО1 осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии) на право эксплуатации взрывопожароопасных, химически опасных производственных объектов. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 24 ноября 2020 года№ 8.2-3234вн-А/0108-2020 (л.д. 39-45). Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора 14 декабря 2020 года протокола об административном правонарушении № 8.2-3234вн-Пр/0321-2020 в отношении ИП ФИО1, согласно которому ИП ФИО1 допустил нарушение требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанного опасного производственного объекта. Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения. Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", судья районного суда согласился с выводами должностного лица отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора и вынес постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности. Судья Тверского областного суда проверив доводы апелляционной жалобы ФИО1 оставил выше указанное постановление без изменения. Действия индивидуального предпринимателя ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса. Доводы жалобы о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не является лицом, эксплуатирующим опасный объект, а также о том, что сам этот объект нельзя отнести к категории опасных объектов, являлись предметом рассмотрения судом и обоснованно отклонены. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела нижестоящими судебными инстанциями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение деяния, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: постановление судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 21 декабря 2020 года, решение судьи Тверского областного суда от 08 февраля 2021 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения. Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Ю.А. Денисов |