ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1875/2022 от 19.04.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 63МS0019-01-2021-002444-39

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1875/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 апреля 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 20 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, от 22 июля 2021 г., решение судьи Красноглинского районного суда г. Самары Самарской области от 19 ноября 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, от 22 июля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Красноглинского районного суда г. Самары Самарской области от 19 ноября 2021 г., начальник отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить, заменить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей на административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 18.04.2017 года № 286 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в городском округе Самара.

Согласно пункту 2.3.1. вышеуказанного Положения органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара в пределах границ внутригородских районов городского округа Самара в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны, в том числе, создание и оснащение учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне во внутригородских районах городского округа Самара, организация их деятельности.

В соответствии с пунктом 2.3.6, данного Положения органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара в пределах границ внутригородских районов городского округа Самара планируют и осуществляют мероприятия по проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе, создание, оснащение и подготовку необходимых сил и средств гражданской обороны для проведения АСДНР на территории внутригородских районов городского округа Самара, а также планирование их действий.

Из пункта 2.3.12. указанного Положения, следует, что органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара в пределах границ внутригородских районов городского округа Самара планируют и осуществляют мероприятия по вопросам срочного восстановления функционирования коммунальных служб в военное время, в том числе, создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

Как следует из материалов дела, 08 июня 2021 г. в 11 часов 00 минут при проведении проверки в отношении Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области по адресу: <адрес>, установлено, что должностным лицом - начальником отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара ФИО1 не обеспечено выполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно: 1. Не созданы службы гражданской обороны на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, чем нарушена статья 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункты 3, 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; пункт 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом от 14.11.2008 № 687; пункт 2.3.6. Постановления Администрации городского округа Самара от 18.04.2017 № 286 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городском округе Самара»; 2. Не созданы и не оснащены учебно-консультационные пункты по гражданской обороне на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, чем нарушена статья 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; пункт 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; подпункт «В» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841; пункт 2.3.1. Постановления Администрации городского округа Самара от 18.04.2017 № 286 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городском округе Самара»; 3. Работники Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, включенные в состав эвакуационной комиссии (за исключением председателя и заместителя председателя эвакуационной комиссии), не прошли повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны не реже одного раза в 5 лет, чем нарушена часть 1 статьи 8 Федерального за-кона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, подпункт «Б» пункта 3, пункт 4 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841; пункт 13 Перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262; 4. На территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара не созданы запасы резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, другого необходимого оборудования и технических средств, чем нарушена статья 8 Федерального закона 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункт 18 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; пункт 15.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом от 14.11.2008 № 687; пункт 2.3.12. Постановления Администрации городского округа Самара от 18.04.2017 № 286 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской бороны в городском округе Самара».

В связи с выявленными нарушениями требований в области гражданской обороны в отношении начальника отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, от 22 июля 2021 г. ФИО1 к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 июня 2021 г. (л.д. 6-9), актом проверки органа государственной власти (местного самоуправления) от 8 июня 2021 г. (л.д. 21-24), распоряжением о проведении плановой выездной проверки органа государственной власти (местного самоуправления) от 27 апреля 2021 г. (л.д. 25-29) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно пунктам 2.1-2.25 раздела 2 должностной инструкции начальника отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, утвержденной Главой Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара 01.12.2020 г., ФИО1 обязан вести организацию разработки и корректировки плана гражданской обороны, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе плана основных мероприятий на год и других планирующих документов, необходимых для решения поставленных задач; осуществлять организацию и методическое руководство по вопросам создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвовать в координации деятельности организаций и осуществлять контроль за ходом обучения различных категорий населения в области гражданской обороны; участвовать в планировании и осуществлять мероприятия по защите населения и территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от чрезвычайных ситуаций; направлять в установленном порядке предложения Главе Красноглинского внутригородского района городского округа Самара об устранении выявленных недостатков по результатам проверок состояния объектов гражданской обороны; планировать, организовывать и проводить подготовку сотрудников Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара по программам обучения по гражданской обороне, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Действия начальника отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области гражданской обороны.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Все доводы жалобы, являлись предметом исследования в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, а также при рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление мирового судьи, им дана надлежащая правовая оценка, они признаны несостоятельными по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С утверждением в жалобе в той части, что судами при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены правила оценки доказательств и неверно установлены обстоятельства дела, согласиться нельзя.

Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении начальника отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1 к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Наказание за совершение правонарушения назначено должностному лицу в пределах санкции части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере. Оснований для изменения назначенного административного наказания, о чем просит в жалобе заявитель, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 20 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области, от 22 июля 2021 г., решение судьи Красноглинского районного суда г. Самары Самарской области от 19 ноября 2021 г., вынесенные в отношении начальника отдела гражданской защиты Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара Самарской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Р.А. Набиев

Постановление06.05.2022