ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1879/2021 от 25.03.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-1879/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Балтрукевич А.А., действующей на основании доверенности в интересах муниципального казенного учреждения «Центр Организации дорожного движения городского округа Тольятти», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 4 сентября 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 октября 2020 года в отношении муниципального казенного учреждения «Центр Организации дорожного движения городского округа Тольятти» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 октября 2020 года, муниципальное казенное учреждение «Центр Организации дорожного движения городского округа Тольятти» (далее– МКУ «ЦОДД ГОТ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МКУ «ЦОДД ГОТ» Балтрукевич А.А. просит отменить вынесенные по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст утвержден «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2019).

Табличку 8.22.3 со знаком 4.2.3 применяют в местах начала конструктивно выделенной разделительной полосы, разделяющих транспортные потоки одного направления; на конструктивно выделенных направляющих островках. Таблички 8.22.1 - 8.22.3 располагают под предписывающими знаками на высоте от 0,5 до 1,0 м. (пункт 5.9.29 ГОСТ Р 52289-2019).

Знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии) так, чтобы их лицевая поверхность была обращена в сторону прямого направления движения, за исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом (п. 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2019).

Как следует из материалов дела, государственным инспектором дорожного надзора отделения ОДД отдела ГИБДД У МВД России по г.Тольятти ФИО4 в ходе повседневного надзора (контроля) за транспортно-эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети 10 августа 2020 в 16 часов 10 минут на <адрес> выявлено несоблюдение МКУ «ЦОДД ГОТ» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, выразившееся в неправильном применении дорожного знака 5.21 «Жилая зона» (дорожный знак установлен слева от проезжей части) и отсутствии дорожных знаков 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева», 8.22.3 «Препятствие», что является нарушением пунктов 5.1.5, 5.5.5, 5.9.29 ГОСТ Р 52289-2019.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МКУ «ЦОДД ГОТ» 13 августа 2020 года должностным лицом ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти протокола об административном правонарушении и привлечения МКУ «ЦОДД ГОТ» 4 сентября 2020 года мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения МКУ «ЦОДД ГОТ» указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 7-12), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда с фототаблицей (л.д. 24-25) и иными материалами дела, которым дана правовая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеуказанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

МКУ «ЦОДД ГОТ» в соответствии с Уставом учреждения, осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и Уставом.

Предметом деятельности МКУ «ЦОДД ГОТ», в соответствии с Уставом учреждения, является обеспечение безопасности дорожного движения на территории городского округа Тольятти.

Основными целями деятельности МКУ «ЦОДД ГОТ», в соответствии с Уставом учреждения, являются: обеспечение безопасности дорожного движения на территории городского округа Тольятти; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Для достижения поставленных целей МКУ «ЦОДД ГОТ», в соответствии с Уставом учреждения, осуществляет следующие основные виды деятельности: установка, замена и содержание дорожных знаков; содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкция автомобильных дорог местного значения городского округа Тольятти.

В отличие от физических и должностных лиц вина юридического лица выражается в наличии у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению, что предусмотрено частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МКУ «ЦОДД ГОТ», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что нарушение устранено до момента составления протокола об административном правонарушении не является обстоятельством, исключающим привлечение юридического лица к административной ответственности, поскольку на момент выявления административного правонарушения (10 августа 2020 года) факт несоблюдения требования обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог со стороны МКУ «ЦОДД ГОТ» (в виде неправильного применения дорожного знака 5.21 «Жилая зона» (дорожный знак установлен слева от проезжей части)) имел место.

Последующее устранение допущенного нарушения не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, выявленного 10 августа 2020 года.

Довод жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, в частности о неуказании в течении какого срока, определенного в таблице 6.1 ГОСТ Р 50597-2017, обнаруженное нарушение не было устранено юридическим лицом, подлежит отклонению, поскольку названный протокол составлен уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все сведения, необходимые для правильного разрешения дела.

Вопреки доводу жалобы составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не обусловлено необходимостью предварительной выдачи предписания об устранении выявленных нарушений с установлением срока их устранения.

Кроме того, неустранение в установленный срок нарушений, указанных в предписании, образует самостоятельный состав иного административного правонарушения.

Довод жалобы о недоказанности вины МКУ «ЦОДД ГОТ» в совершении инкриминируемого административного правонарушения являлся предметом проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонен по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности МКУ «ЦОДД ГОТ» в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.

Несогласие защитника МКУ «ЦОДД ГОТ» Балтрукевич А.А. с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении МКУ «ЦОДД ГОТ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено МКУ «ЦОДД ГОТ» в размере ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением части 3.2 статьи 4.1 и с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 и 4.3 данного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 111 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 4 сентября 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 октября 2020 года в отношении муниципального казенного учреждения «Центр Организации дорожного движения городского округа Тольятти» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Балтрукевич А.А. – без удовлетворения.

Судья С.И.Шкуров

Решение25.03.2021