ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1899/2022 от 12.09.2022 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-1899/2022

г. Пятигорск 12 сентября 2022 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/5,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/4, оставленным без изменения решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» ФИО1 (далее также – генеральный директор ООО «Кавмининтер», должностное лицо Общества) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Кроме того, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 в адрес генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/5, которое решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. также оставлено без изменения.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2021 г. решение судьи Минераловодского городского суда общей юрисдикции от 22 июня 2021 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено в Ессентукский городской суд на новое рассмотрение.

Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2021 г. решение судьи Ставропольского краевого суда от 11 августа 2021 г. отменено и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением судьи Ставропольского краевого суда от 15 декабря 2021 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/4, представление от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/5, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., оставлены без изменения.

Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2022 г. решение судьи Ставропольского краевого суда от 15 декабря 2021 г. отменено, и дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г. постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/4, представление от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/5, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Кавмининтер» ФИО1 просит отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/4, представление от 26 марта 2021 г. /ВП/1-42/5, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г., приводя доводы об их незаконности, и производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя с учетом приведенной правовой нормы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в период c 18 по 29 января 2021 г. Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Кавмининтер», в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины № 72 на Змейкинском месторождении на основании лицензии СТВ 00428 МЭ, зарегистрированной 29 июня 1999 г. Северо-Кавказским региональным геологическим фондом и дополнения к лицензии

По результатам проверки должностным лицом административного органа сделан вывод о нарушении ООО «Кавмининтер», генеральным директором которого является ФИО1, требований пунктов 4.1.2, 4.1.9 раздела 4 дополнения № 2 к лицензии СТВ 00428 МЭ, пункта 10 части 2 статьи 22, частей 7 и 8 статьи 23 Закона о недрах, подпункта «а» пункта 2, подпункта «б» пункта 5 и пункта 19 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 94, а также части 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод ООО «Кавмининтер», а именно:

- не соблюдаются требования по рациональному использованию и охране недр, не принимаются меры по охране месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения и других факторов, а также меры по предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами при осуществлении подачи подземной минеральной воды по повреждённому минералопроводу (в одном из трубопроводов, используемых обществом для подачи минеральной воды в санаторий «Минеральные Воды» и на завод розлива АО «Кавминводы», имеется течь на рельеф местности, что не гарантирует защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и утраты лечебных свойств, однако ООО «Кавмининтер», как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, не представило сведения о проведении технического осмотра линии минералопровода, не сообщило об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы, а продолжило подавать минеральную воду по поврежденному минералопроводу);

- не проводятся профилактические мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов - накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды (защитные инженерные сооружения и непроницаемые экраны с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов отсутствуют);

- не выявляются старые, дефектные скважины, представляющие опасность (информация о них в ходе проверки ООО «Кавмининтер» не представлена, об аварийной обстановке в таких скважинах в уполномоченные органы не сообщено).

Указанные нарушения, зафиксированные в акте № 21-1/ВП/1 от 29 января 2021 г., послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица указанного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности на основании данной нормы.

С выводами государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 и нижестоящих судебных инстанций о том, что ООО «Кавмининтер» не принимает меры по выявлению старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, а также не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении законодательства об охране окружающей среды и о недрах.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Пунктами 1 и 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Как следует из пунктов 7 и 8 статьи 23 названного Закона, требованиями по рациональному использованию и охране недр являются охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

В соответствии с подпунктами «а» пункта 2, подпункта «б» пункта 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 94 (далее также – Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов.

Мероприятия, указанные в пункте 2 названных Правил, включают в себя профилактические и специальные мероприятия (пункт 4 Правил).

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов относится к профилактическому мероприятию.

При добыче подземных вод не допускается выпуск добываемых подземных вод, не предусмотренный проектной документацией (пункт 19 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 94).

Пунктом 13 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. № 530, предусмотрено, что к проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод, при пользовании недрами для разведки и добычи, геологического изучения, разведки и добычи минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии относятся: проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка); технологическая схема разработки месторождения (участка) и дополнения к ней; проект разработки месторождения (участка) и дополнения к нему (подпункт «б»).

При разработке месторождений (участков) подземных вод осуществляются в том числе следующие мероприятия по охране подземных водных объектов: а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов. Указанные в настоящем пункте мероприятия по охране подземных водных объектов осуществляются пользователями недр в соответствии с Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 94 (пункт 33 Правил разработки месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. № 530).

Согласно пункту 13.5 «Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина № 72) минеральных вод, Ставропольский край» в соответствии с «Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» и «Правилами охраны недр при составлении Технологических схем разработки месторождений минеральных вод» технология добычи, подготовки и использования подземных вод должна гарантировать защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и лечебных свойств.

Пункт 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод возлагает на недропользователя обязанность провести во втором и третьем поясах зоны санитарной охраны мероприятия по выявлению, тампонированию или восстановлению всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

Вопреки доводам жалобы, материалами дела, в том числе актом проверки № 21-1/ВП/1 от 29 января 2021 г., протоколом об административном правонарушении, иными документами подтверждается, что ООО «Кавмининтер» в нарушение приведенных выше правовых норм, «Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения (скважина № 72) минеральных вод, Ставропольский край», Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод, не принимало меры по выявлению старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, а также не осуществляло мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды.

Так, при проведении проверки выявлена скважина, расположенная между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины № 72 и пруда (водоема), расположенного во втором поясе зоны горно-санитарной охраны, что опровергает довод общества о не представлении административным органом доказательств наличия в пределах радиуса от скважины № 72 Змейкинского месторождения старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность возможного загрязнения водоносных горизонтов. Информацию относительно выявленной в ходе проверки скважины ООО «Кавмининтер» не представило. Довод о том, что согласно имеющегося в деле Геологического отчета о предварительной разведке углекислых минеральных вод меловых и юрских отложений в районе горы Змейка, скважина 72-п, оголовок которой расположен недалеко от границы первого пояса зоны санитарной охраны скважины № 72, ликвидирована в 1981 г., не свидетельствует, что эти сведения касаются выявленной в ходе проверки скважины и не опровергает изложенные в вынесенном по делу постановлении и судебных актах выводы о не принятии обществом мер по выявлению старых, бездействующих, дефектных скважин, представляющих опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

Материалами дела также подтверждается то, что при осмотре (протокол от 16 декабря 2020 г.) и отборе проб (протокол от 20 января 2021 г.) установлено наличие пруда (водоема), прилегающего к первой зоне санитарной охраны скважины № 72. При этом, как следует из материалов дела, за территорией первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения вдоль забора расположена накопительная ёмкость для сбора потерь минеральной воды, а возле данной ёмкости расположена ещё одна ёмкость (колодец) с бетонной крышкой, которая примыкает к урезу воды пруда (водоема). Возле ёмкости (колодца) с бетонной крышкой, проведена полимерная труба к водоему по направлению от первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения. Данный пруд в государственном водном реестре не числится. Указанное безусловно свидетельствует о том, что ООО «Кавмининтер» не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путём устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вышеизложенные обстоятельства являются достаточными для признания генерального директора ООО «Кавмининтер» виновным в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, и привлечения его к административной ответственности по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о необоснованности привлечения должностного лица общества к административной ответственности за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, состоятельным признать нельзя.

Данный довод приводился указанным лицом с момента возбуждения настоящего дела и был предметом проверки нижестоящих судебных инстанций. Изложенные в постановлении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/4, решения судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. и решения судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г. выводы не опровергают и не ставят под сомнение наличие в действиях генерального директора объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 7 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 947, мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, разрабатываются в составе проектной документации на проектирование и строительство объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, а также технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых. Вместе с тем, отсутствие в «Технологической схеме разработки Змейкинского месторождения (скважина № 72) минеральных вод, Ставропольский край» сведений о необходимости устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов, на что указывается в жалобе, не освобождает общество от обязанности в силу изложенных выше требований законодательства о недрах принять профилактические мероприятия по охране подземных водных объектов, к каковым относятся также названные меры.

Нарушений порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 правильно квалифицированы по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Порядок и срок давности привлечения генерального директора общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено генеральному директору ООО «Кавмининтер» ФИО1 в пределах санкции статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 3-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

В то же время имеются основания для изменения постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 24 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/4, решения судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г. и решения судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г.

Придя к выводу о том, что действия ООО «Кавмининтер», генеральным директором которого является ФИО1, как пользователя недр, отвечающего за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, выразившиеся в не представлении сведений о проведении технического осмотра линии минералопровода, несообщении об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы, продолжении подачи минеральной воды по поврежденному минералопроводу, также влекут административную ответственность по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судебные инстанции не приняли во внимание, что в материалах дела отсутствуют достоверные сведения, что имело место течь минеральной воды на рельеф местности из трубопровода, принадлежащего Обществу. При этом доводы генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1 о том, что скопление воды в месте прохождения принадлежащего санаторию минералопровода, является не следствием его повреждения, а поднятия грунтовых вод (разлива протекающего рядом ручья, таяния снега и т.д.), не опровергнуты. Изложенные обстоятельства не позволяют бесспорно утверждать, что непредставление сведений о проведении технического осмотра линии минералопровода, не сообщение об аварийной обстановке в уполномоченные органы, продолжении подачи минеральной воды по поврежденному минералопроводу образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем выводы об этом из обжалуемых судебных актов подлежат исключению.

Кроме того, подлежит изменению представление, внесенное в адрес общества государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/5, по следующим основаниям.

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Нормы данной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.

Согласно представлению № 21-1/ВП/1-42/5 от 26 марта 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в нем отражены обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица административного органа о привлечении генерального директора ООО «Кавмининтер» ФИО1

Названным представлением обществу предложено принять меры по устранению причин и условий нарушения законодательства, в частности обеспечить контроль за исполнением требований законодательства, разработать и утвердить план устранения недостатков, представив данный план в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, и сообщить о принятых мерах в управление Росприроднадзора в течение одного месяца.

Между тем, как следует из содержания оспариваемого представления, оно среди прочих содержит требование о принятии мер по недопущению нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха ( пункт 1), однако данное обстоятельство не относится к причинам вменяемого ФИО1 административного правонарушения и условиям, способствовавшим его совершению.

При таких обстоятельствах представление № 21-1/ВП/1-42/5 от 26 марта 2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения подлежит изменению путем исключения из него указания на необходимость обществу генеральным директором которого является ФИО1, принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/4, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 22 июня 2021 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 22 июня 2022 г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Кавмининтер» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из этих актов выводы о том, что действия ООО «Кавмининтер», как пользователя недр, отвечающего за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, выразившиеся в непредставлении сведений о проведении технического осмотра линии минералопровода, несообщении об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы, продолжении подачи минеральной воды по поврежденному минералопроводу, влекут административную ответственность по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части акты оставить без изменения.

Представление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от 26 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-42/5 изменить, исключить указание на необходимость ООО «Кавмининтер» принять меры по недопущению нарушений требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в остальной части его оставить без изменения.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова

Справка:

судья городского суда Мельникова Я.С.

судья краевого суда Загорская О.В.