ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1909/2021 от 16.04.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-1909/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 16 апреля 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу врио начальника ОВМ УМВД России по г. Улан-Удэ Дашиевой В.К. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 сентября 2020г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020г., вынесенные в отношении ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.19 КоАП РФ,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 сентября 2020г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.19 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова», прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо Дашиева В.К. просит постановление и решение отменить, приводя доводы о незаконности указанных судебных актов.

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова», уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражений не представило.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.18.19 КоАП РФ, неуведомление образовательной организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательную организацию, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Пунктом 19 ст. 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ) предусмотрено, что образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации или о предоставлении данному иностранному гражданину академического отпуска.

Согласно пп. 2 п.3 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения, в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в данную образовательную организацию направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

В силу абз. 1 п.4 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ в случае перевода иностранного гражданина из одной образовательной организации в другую для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме обязательства, указанные в п. 3 настоящей статьи, возлагаются на образовательную организацию, которая принимает иностранного гражданина для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме и представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел гарантии в письменной форме, указанные в п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона, а также ходатайство о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации. В этом случае допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина без необходимости его выезда из Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 27 мая 2020г. в отношении ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.18.19 КоАП РФ за то, что 28 апреля 2020г. в 15.00 часов по адресу: <адрес> была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой были проверены иностранные граждане из Корейской Народно-Демократической Республики, которые пояснили, что прибыли в г. Улан-Удэ из г. Иркутска для обучения в ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» и являются студентами данного учебного заведения.

По данным УВМ МВД по РБ, ГБПОУ Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» не оформлял приглашения и учебные визы гражданам КНДР на 2020г. Также в ходе проверки установлено, что учебное заведение 19 марта 2020г. заключило договор на оказание платных образовательных услуг с ООО «<данные изъяты>» на гражданина КНДР ФИО6 и 25 марта 2020г. колледж издал приказ -ом «О зачислении центра дополнительного профессионального образования платная основа обучения». ДД.ММ.ГГГГг. колледж уведомил генерального директора ООО «<данные изъяты>» о явке студентов для проведения инструктажа по установочной сессии.

13.04.2020 г. гражданин КНДР ФИО7 приехал в г. Улан-Удэ для поступления во ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» без разрешительных документов для законного нахождения на территории Российской Федерации. 13.04.2020 г. его ставят на учет по месту пребывания ООО «<данные изъяты>»` по адресу: г<адрес> до 11.07.2020г. Согласно письму № 03-69/1785 от 19.05.2020 г. Министерство образования и науки по Республике Бурятия уведомление о прибытии и зачислении на обучение иностранных граждан из КНДР в 2020 г. не поступало. Таким образом, учебное заведение в течение трех рабочих дней со дня прибытия гражданина КНДР ФИО8 в учебное заведение должно было уведомить Министерство образования и науки по Республике Бурятия, а именно до 30.03.2020 г., чем нарушило ч.4 ст.17 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Прекращая производство по делу, судья районного суда установил, что в действиях ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» состав предъявленного административного правонарушения отсутствует. С данными выводами согласился судья вышестоящего суда.

Свои выводы суды мотивировали тем, что гражданин КНДР ФИО9 прибыл в г.Улан-Удэ 13 апреля 2020г, в соответствии с положениями ст.17 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ, приглашающей стороной должна была быть направлена информация об этом в течение трех рабочих дней, тогда как в протоколе указано, что правонарушение совершено 30 марта 2020г.

Объективных доказательств нарушения требований ч.4 ст.17 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ не установлено, поскольку факт перевода в установленном порядке гражданина КНДР ФИО10 отсутствует, фактически указанный гражданин был зачислен на первый курс обучения приказом -см от 25 марта 2020г., отчислен 26 мая 2020г. в связи с неявкой в установленный срок.

Вместе с тем, придя к выводу об отсутствии самого факт перевода иностранного гражданина из одного образовательного учреждения в другое, не учтено, что в силу положений абз. 3 п.4 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ в случае поступления иностранного гражданина, завершившего обучение по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию, обязательства, указанные в п. 3 настоящей статьи, возлагаются на образовательную организацию, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение.

Таким образом, то обстоятельство, что иностранный гражданин был зачислен в учреждение как вновь поступивший, на обучение по образовательной программе другого уровня, не является основанием для освобождения учреждения от обязанности по уведомлению органа исполнительной власти о прибытии такого студента. Не соблюдение правил оформления перевода иностранного гражданина из одного образовательного учреждения в другое или его поступления в данное учреждение, которое не является приглашающей стороной, не имеет существенного значения для состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 18.19 КоАП РФ.

С учетом изложенного, доводы жалобы в указанной выше части заслуживают внимания. Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.19 названного Кодекса, составляет один год.

Согласно материалам дела, протоколу об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» к административной ответственности, имели место 30 марта 2020г.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.

Порядок рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов определен ст.ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Принимая во внимание положения ст. 30.17 КоАП РФ и учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления отмене не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 сентября 2020г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 23 ноября 2020г., вынесенные в отношении ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.19 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу врио начальника ОВМ УМВД России по г. Улан-Удэ Дашиевой В.К. – без удовлетворения.

Судья: Д.А. Безденежных