№ 16-1920/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 14 июля 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 48 Аяно-Майского судебного района Хабаровского края от 2 декабря 2020 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 25 января 2021 года в отношении МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 48 Аяно-Майского судебного района Хабаровского края от 2 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 25 января 2021 года, юридическое лицо - муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Звезда Севера» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее – МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, директор – главный редактор МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» ФИО1 просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о социальной защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Из материалов дела следует, что 10 ноября 2020 прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов в МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» по адресу: Хабаровский <адрес> в ходе которой установлено, что указанное учреждение не приняло мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию редакции, тем самым уклонилось от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, нарушив требования статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Выявленные нарушения выразились в том, что: отсутствуют пандус для маломобильных групп населения и визуально-тактильные знаки, кнопка вызова сотрудника для оказания помощи маломобильным гражданам не работает, не имеется оборудованного и доступного входа в здание для инвалидов, имеющийся вход не соответствует требованиям пунктов 6.1.1, 6.1.4, 6.1.5 СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Таким образом, юридическим лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.13 КоАП РФ
В настоящей жалобе директор – главный редактор МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» ФИО1 заявляет об отсутствии обязанности выполнять требования статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов, поскольку, названное учреждение не относится к объектам социальной инфраструктуры, так как не оказывает услуги в областях образования, здравоохранения, физической культуры, массового спора и культуры.
Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу вышеприведенных положений статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов обеспечение равных возможностей маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам является обязанностью всех органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм.
Помещение, которое занимает МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера», является общественным зданием, в котором сотрудниками осуществляется не только редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений или материалов для печатного издания, но и как, установлено по делу, оказываются платные услуги по размещению объявлений в газете, печати фотографий, открыток.
В силу положений статьи 3.1 Федерального закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. При этом под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Неприспособленность общественного здания МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» для беспрепятственного доступа в него маломобильных групп граждан свидетельствует о дискриминации по признаку инвалидности, что недопустимо, в связи с чем редакция газеты не может быть освобождена от обязанности приспособить занимаемое здание в соответствие с требованиями статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов.
Представленные в дело доказательства отвечают требованиям допустимости.
В ходе осуществления прокурором проверки в отношении МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» грубых нарушений законодательства не допущено.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17 февраля 2015 года № 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.
В данном случае проверка проведена прокурором Аяно-Майского района Хабаровского края 10 ноября 2020 года во исполнение поручения прокуратуры Хабаровского края от 1 апреля 2020 года № 7/2-12-2020, пункта 1.10 решения оперативного совещания при заместителе прокурора Хабаровского края от 4 июня 2020 года «О состоянии законности в сфере профилактики распространения коронавирусной инфекции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23 января 2018 года № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» (л.д. 13).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Решение о проведении проверки № 77 принято прокурором района 10 ноября 2020 года (л.д.13).
Копия указанного решения была вручена директору – главному редактору МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» ФИО1 10 ноября 2020 года, акт проверки от 10 ноября 2020 года составлен с участием ФИО1 (л.д.15).
Ссылка в жалобе на постановление Правительства Российской Федерации № 438 от 3 апреля 2020 года «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым установлены ограничения в 2020 году на осуществление указанных видов контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, правильности состоявшихся по делу выводов не опровергает.
Указанное постановление не распространяется на прокурорский надзор, что прямо следует из взаимосвязанных положений постановления, принятого в соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пункта 3 части 3 статьи 1 названного Федерального закона о том, что его положения не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора).
Приказ Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 года № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на который имеется ссылка в рассматриваемой жалобе, не применим к рассматриваемым правоотношениям, поскольку проверка МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» проведена не в рамках осуществления государственного надзора (контроля), муниципального контроля, а в порядке реализации функций прокурорского надзора.
Таким образом, прокуратура Аяно-Майского района Хабаровского края действовала в пределах представленных ей полномочий в соответствии с Законом о прокуратуре. Превышения прокурором полномочий при проведении проверки не установлено.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 9.13 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу нижестоящими судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи судебного участка № 48 Аяно-Майского судебного района Хабаровского края от 2 декабря 2020 года и решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 25 января 2021 года в отношении МАУ «Редакция газеты «Звезда Севера» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева