ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1922/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «Николаевская» (далее - ООО Агрофирма «Николаевская», общество) директора ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды от 27 марта 2020 г. №-ЖИ/2020, решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 3 июня 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Агрофирма «Николаевская»,
установил:
постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды от 27 марта 2020 г. №-ЖИ/2020 (далее – постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 3 июня 2020 г., решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 г., ООО Агрофирма «Николаевская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО Агрофирма «Николаевская» директор ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и судебные акты и прекратить производство по делу.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
На основании части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации земли собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Степень вредного воздействия отходов IV класса опасности на окружающую природную среду - низкая. Экологическая система нарушается. Период самовосстановления не менее 3-х лет.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, помимо прочего, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Как усматривается из материалов дела, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании решения от 20 января 2020 г. в период с 20 января 2020 г. по 18 февраля 2020 г. проведена проверка исполнения ООО Агрофирма «Николаевская» природоохранного законодательства.
Основанием для привлечения ООО Агрофирма «Николаевская» к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что общество допустило размещение отходов IV класса опасности (иловый осадок очистных сооружений МУП «Уфаводоканал» ГО г. Уфы Республики Башкортостан) на территории Уфимского района Республики Башкортостан в границах земельного участка с кадастровым номером № в двух местах площадью складирования 37 га и 5,5 га – земли сельскохозяйственного назначения, используя отходы в качестве улучшителя почвогрунта в целях улучшения плодородия, тем самым не проявило должную осмотрительность, не предприняло должных мер по установлению безопасности иловых осадков, имевшее последствия в виде загрязнения почвы. Также возникает угроза попадания загрязняющих веществ в водозаборную скважину, расположенную в непосредственной близости.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ООО Агрофирма «Николаевская» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Из материалов данного дела не усматривается, что привлекаемым к административной ответственности ООО Агрофирма «Николаевская» предприняты необходимые меры, направленные на соблюдение требований норм Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
К данным выводам обоснованно пришли предыдущие судебные инстанции, отразив их в обжалуемых актах при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения ООО Агрофирма «Николаевская» к административной ответственности, о том, что общество не является субъектом административного правонарушения, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, согласно которым ООО Агрофирма «Николаевская» допустило размещение отходов IV класса опасности на землях сельскохозяйственного назначения.
С доводами в жалобе в той части, что по делу допущен порядок и сбор доказательств и иные процессуальные нарушения, согласиться нельзя.
Проверка исполнения обществом природоохранного законодательства проведена на основании решения о проведении проверки Башкирского природоохранного межрайонного прокурора от 20 января 2020 г. в период с 20 января 2020 г. по 18 февраля 2020 г.
По результатам указанной проверки Башкирским природоохранным межрайонным прокурором 26 февраля 2020 г. в отношении ООО Агрофирма «Николаевская» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ООО Агрофирма «Николаевская» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО Агрофирма «Николаевская» в пределах санкции части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды от 27 марта 2020 г. №-ЖИ/2020, решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 3 июня 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2020 г., вынесенные в отношении ООО Агрофирма «Николаевская» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО Агрофирма «Николаевская» директора ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Постановление20.04.2021