ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1941/2021 от 23.04.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N16-1941/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов 23 апреля 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника Логунова П.Л.ФИО2 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 сентября 2019 года, представление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 сентября 2019 года, решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 4 сентября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора по экономике и финансам – казначея общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Логунова П.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 4 сентября 2020 года и решением судьи Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, заместитель генерального директора по экономике и финансам – казначей общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (далее, ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», Общество) Логунов П.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

23 сентября 2019 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в отношении руководителя ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2 просит состоявшиеся по делу процессуальные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Кстовская городская прокуратура Нижегородской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела 28 июня 2019 года Кстовской городской прокуратурой Нижегородской области вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении должностного лица - заместителя генерального директора по экономике и финансам - казначея ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Логунова П.Л. по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для этого послужили результаты проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный Закон N 275-ФЗ) указанный Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, и определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.

Под головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ). В свою очередь, исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их прав ответственность.

Согласно пункту 16 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (Правила N 47).

Они обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Головной исполнитель, исполнитель осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта (пункт 1 Правил N 47).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Приказом Минфина Российской Федерации от 6 октября 2008 года N 106т «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (приложение N 1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.

Пунктами 8, 10, 25 и др. приложения N 1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная Политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 года N 106н, предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.).

Следовательно, организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии производится (осуществляется) в соответствии с принятой учетной политикой.

Как установлено должностным лицом УФАС и судами, 07 декабря 2016 года между Обществом и ООО «Лукойл-Аэро» заключен договор N на поставку топлива для <данные изъяты>.

Согласно пункту 2.1 договора поставки от 07 декабря 2016 года качество поставляемой продукции подтверждается паспортом продукции. В соответствии с пунктом 3.3.3 названного договора обязательным условием поставки является наличие отгрузочной разнарядки.

Из представленной прокуратуре заказчиком (ООО «Лукойл-Аэро») информации следовало, что поставки топлива для <данные изъяты>, осуществляемые Обществом в рамках договора поставки от 07 декабря 2016 года, производятся по следующим государственным оборонным заказам: .

Одновременно с этим, по информации 152 военного представительства Министерства обороны России поставки топлива для <данные изъяты>, осуществляемые Обществом по договору поставки от 07 декабря 2016 года N , производятся в рамках государственного контракта от 20 марта 2019 года , заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ООО «Лукойл-Аэро». Поставляемая Обществом по договору поставки от 07 декабря 2016 года продукция подлежит контролю качества со стороны 152 военного представительства Министерства обороны России и приемке в рамках государственного оборонного заказа, а также на основании требований распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года N1024-р.

При этом, в ходе приемки продукции паспорт продукции проверяется и утверждается 152 военным представительством.

Установлено, что в паспорте продукции топливо для <данные изъяты>, марка , высший сорт, поставляемого по договору поставки от 07 декабря 2016 года , содержатся печати 152 военного представительства с отметками о соответствии продукции ГОСТ 10277-86, а также о том, что продукция изготовлена по государственному оборонному заказу .

Кроме того, Обществом в ходе поставок принимались в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2013 года N 6 заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонительного заказа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 года N 1036.

Так в ходе проверки Обществом, в том числе, представлено заявление о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа, в котором ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» заявляет, что изготовленное по государственному контракту (договору) от 20 марта 2019 года топливо для <данные изъяты>, марка , высший сорт ГОСТ 10227-86 изм.1-6 соответствует обязательным требованиям контракта и спецификации к контракту (договору) от 20 марта 2019 года N .

Кроме того, установлено, что поставки продукции по договору от 07 декабря 2016 года осуществлялись на основании разнарядок головных исполнителей ООО «Лукойл-Аэро» и ООО «Лукойл - Резервнефтепродукт», с которым ООО «Лукойл-Аэро» заключены соответствующие договоры поставки.

Так, в разнарядке ООО «Лукойл-Аэро» от 06 мая 2019 года N 88, направленной 08 мая 2019 года в адрес ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», указано на необходимость поставки 600 тонн топлива для <данные изъяты> вс в адрес грузополучателя ФКУ «ОСК ЗВО», а также содержатся особые отметки: для <данные изъяты>, в рамках госконтракта Минобороны Российской Федерации N от 20 марта 2019 года.

К данной разнарядке N 88 (так же как и ко всем остальным) есть сопроводительное письмо, в котором так же имеется ссылка на договор от 07 декабря 2016 года.

29 апреля 2019 года ООО «Лукойл-Аэро» в адрес ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» направлены для исполнения разнарядки от 25 апреля 2019 года NN , содержащие сведения о поставках топлива для <данные изъяты> вс в рамках госконтракта Минобороны Российской Федерации от 20 марта 2019 года в воинские части .

04 марта 2019 года, 05 марта 2019 года, 16 мая 2019 года «Лукойл-Аэро» в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» направлены для исполнения разнарядки ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт»:

- 04 марта 2019 года , содержащая сведения о поставках 2 880 тонн топлива для <данные изъяты> вс в рамках госконтракта Минобороны Российской Федерации в ФКУ «ОСК ЗВО» с примечанием : «Просим в заявке ГУ-12 графе «Примечание» указать, что груз предназначен для Минобороны РФ по гособоронзаказу», особые отметки: для <данные изъяты>;

- 05 марта 2019 года , содержащая сведения о поставках 420 тонн топлива для <данные изъяты> вс в рамках госкнтракта Минобороны Российской Федерации в ФКУ «ОСК ЗВО» с примечанием : «Просим в заявке ГУ-12 графе «Примечание» указать, что груз предназначен для Минобороны РФ по гособоронзаказу», особые отметки: для <данные изъяты>;

-16 мая 2019 года , содержащая сведения о поставках 300 тонн авиатоплива в рамках госконтракта Минобороны Российской Федерации в ФКУ «ОСК Северного флота» с примечанием : «Просим в заявке ГУ-12 графе «Примечание» указать, что груз предназначен для Минобороны РФ по гособоронзаказу», особые отметки: для <данные изъяты>.

По вышеперечисленным отгрузочным разнарядкам произведена отгрузка товара и его оплата.

Исходя из изложенного административный орган и суды пришли к правильному выводу о том, что Общество является организацией, которая учувствует в кооперации с головным исполнителем ООО «Лукойл-Аэро» в рамках государственных оборонных заказов.

Общество было осведомлено о том, что производимые в адрес ООО «Лукойл-Аэро» по договору от 07 декабря 2016 года поставки топлива для <данные изъяты> осуществляются для нужд Министерства обороны Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа.

Согласно письму 152 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» входить в Перечень организаций промышленности, за которыми закреплены военные представительства Министерства обороны. Основанием для приемки авиационных горючих и смазочных материалов Общества являются утвержденное заказывающим управлением решение о применении в вооружении, военной и специальной технике топлива для <данные изъяты> производства ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» N от 10 июля 2017 года.

Факт заключения договора 07 декабря 2016 года ранее государственных контрактов с Министерством обороны Российской Федерации не исключает обязанности исполнения Обществом требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, поскольку в соответствии с договором Общество фактически осуществляло поставку топлива в рамках государственного оборонного заказа.

Исходя из чего доводы жалобы о том, что договор на поставку топлива между ООО «Лукойл-Аэро» и ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» заключен в 2016 году, а контракт между Министерством обороны и Российской Федерации и ООО «Лукойл-Аэро» заключен в 2019 году не могут быть приняты во внимание.

При этом, как указывает Общество, при заключении вышеуказанного договора с ООО «Лукойл-Аэро» Заказчик не уведомил Поставщика, что договор заключается в целях исполнения гособоронзаказа и этот договор идентификатора государственного контракта не содержит, в связи с этим, Общество не должно было соблюдать требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной.

В соответствии с пунктом 4 и пунктом 12 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ исполнитель обязан включить идентификатор государственного контракты в контракты, заключаемые с другими исполнителями; принимать при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информировать исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Как установлено, договор исполняется в рамках государственного контракта от 20 марта 2019 года , заключенного с Министерством обороны Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, перепиской Общества с 152 военным представительством.

В рассматриваемом случае, в разнарядках указывался идентификатор государственного контракта, дата поставки, номер поставки, объем поставки, так же как и по двум другим государственным контрактам.

Доводы заявителя относительно неисполнимости представления, поскольку ведение Обществом раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам, заключенным в целях исполнения государственного контракта по государственному оборонному заказу, в соответствии с Правилами N47 невозможно в силу технологических особенностей изготовления Обществом топлива для <данные изъяты> со ссылками, в том числе, на экспертное заключение 2019 года, признаются несостоятельными.

В силу прямого указания действующего законодательства Общество должно вести раздельный учет финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу. Каких-либо исключений законом не предусмотрено.

Вопреки доводам жалобы относительно того, что прокуратурой представлены доказательства, полученные с нарушением закона, все доказательства оценены административным органом и судами на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом требования предметной определенности каждой в отдельности прокурорской проверки и принимая во внимание обязанность органов прокуратуры дать по итогам проверочных мероприятий правовую квалификацию послужившим основаниями для осуществления прокурорского надзора сведениям, Кстовским городским прокурором возбуждено в отношении должностного лица «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом никаких повторных проверочных мероприятий в отношении Общества прокурором не проводилось, а запрошенные сведения у иной организации и представление их прокурором в материалы дела не привели к необоснованному и чрезмерному стеснению деятельности Общества, не указывают на нарушение каких-либо прав и законных интересов заявителя.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии Логунова П.Л. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Логунову П.Л. в пределах санкции части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом относительно отмены названного представления необходимо отметить следующее.

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Нормы указанной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.

С учетом выясненных обстоятельств представление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, внесенное в отношении руководителя ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не подлежит отмене как основанное на установленных постановлением должностного лица административного органа обстоятельствах.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 сентября 2019 года, представление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 сентября 2019 года, решение судьи Кстовского городского суда Нижегородской области от 4 сентября 2020 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении заместителя генерального директора по экономике и финансам – казначея общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» Логунова П.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Логунова П.Л.ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Г.К. Шамшутдинова