ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1946/20 от 02.07.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1946/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 02 июля 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника муниципального бюджетного учреждения культуры «Казаевский национальный татарский дом культуры» Котельникова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 04 октября 2019 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 26 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Казаевский национальный татарский дом культуры»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 04 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 26 декабря 2019 года, юридическое лицо - муниципальное бюджетное учреждение культуры «Казаевский национальный татарский дом культуры» (далее - МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры», юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Котельников В.С. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника 13 ОНДиПР по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Берзовскому, Кишертскомму муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 12.12.2018 №261 в отношении МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры», осуществляющего деятельность по адресу: Пермский край, Кунгурский район, д. Казаево, ул. Вахитова, д.26 «а», проведена внеплановая проверка. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности. 25 декабря 2018 года по результатам проверки МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» выдано предписание №262/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. В предписании отмечены нарушения требований пожарной безопасности, подлежащие устранению в срок до 20.07.2019. Предписание для исполнения получено законным представителем юридического лица 25.12.2018.

На основании распоряжения начальника 13 ОНДиПР по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Берзовскому, Кишертскомму муниципальным районам УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 23.07.2019 №232 в отношении МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проведения проверки с целью проверки контроля качества огнезащитной обработки (для проверки исполнения пункта предписания) 30.07.2019 проведены отборы образцов проб (стропила чердачного помещения) в местах, качество обработки которых вызвало сомнения, в количестве 4 проб. Согласно заключению лабораторных испытаний по контролю качества огнезащитной обработки конструкций из древесины от 08.08.2019 №73-3-6/Д поверхностная огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения здания МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» по пункту 6.4 ГОСТ Р 53292-2009 считается некачественной.

По результатам проверки установлены факты неисполнения предписания к указанному в предписании сроку, что зафиксировано в акте проверки от 21.08.2019 №232, а именно не исполнены пункты 2 и 4 предписания от 25.12.2018 №262/1/1:

- пункт 2 - не устранено нарушение требований пожарной безопасности в виде того, что стропила и обрешетка деревянных конструкций чердачного помещения (чердачного покрытия) не подвергались огнезащитной обработке;

- пункт 4 - не устранено нарушение требований пожарной безопасности в виде того, что приборы приемно-контрольные и приборы управления АПС и СОУЭ установлены в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, при этом не обеспечивается раздельная передача извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений; помещение, где установлены приборы приемно-контрольные и приборы управления АПС и СОУЭ, не оборудовано охранной сигнализацией.

В связи с невыполнением в установленный срок предписания от 25.12.2018 №262/1/1 в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства невыполнения МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» в установленный срок (до 20.07.2019) законного предписания (пунктов 2 и 4 предписания) органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении №187 от 03.09.2019 (л.д.2-3), предписанием от 25.12.2018 №261/1/1 (л.д.5-6) актом проверки от 21.08.2019 (л.д.7-8), заключением лабораторных испытаний по контролю качества огнезащитной обработки конструкций из древесины от 08.08.2019 №73-3-6/Д (л.д.9-10), актом отбора проб со схемой отбора проб (л.д. 10 оборот-11), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено, доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны.

С учетом выявленных нарушений требований пожарной безопасности, должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в пределах его полномочий выдано предписание №261/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара ответственному за соблюдение требований пожарной безопасности юридическому лицу - МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры». Предписание в отдельном порядке обжаловано не было, оно вынесено уполномоченным органом при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, наличие которых не оспаривалось.

Выданное предписание адресовано уполномоченному лицу, содержит указание на конкретные нарушения требований пожарной безопасности, а также четкие требования, предписанные для устранения, и срок, достаточный для их исполнения.

Доводы жалобы об исполнении пункта 2 предписания опровергаются материалами дела. То обстоятельство, что МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» заключен договор со специализированной организацией ООО «Центр безопасности», имеющей необходимую лицензию, о выполнении огнезащитной обработки стропил и обрешетки деревянных конструкций чердачного помещения здания МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры», что ООО «Центр безопасности» составлен акт огнезащитной обработки деревянных конструкций от 16.07.2019, не свидетельствует о выполнении пункта 2 предписания, поскольку некачественная обработка подтверждена заключением от 08.08.2019 №73-3-6/Д. При этом мировым судьей обоснованно отмечено, что ненадлежащее выполнение ООО «Центр безопасности» работ по огнезащитной обработке не свидетельствует об отсутствии вины МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры», поскольку у юридического лица (МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры») имелось достаточно времени не только для заключения договора со специализированной организацией на выполнение соответствующих работ, но и для осуществления контроля качества выполненных работ. Не может служить доказательством исполнения пункта 2 предписания к установленному сроку представленный заявителем протокол испытаний по контролю качества огнезащитной обработки конструкций из древесины №5, поскольку испытания проведены уже после выявления нарушений и после повторной огнезащитной обработки.

Доводы о недопустимости доказательств, указывающих на некачественное проведение ООО «Центр безопасности» работ по огнезащитной обработке на момент выявления административного правонарушения, были предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, правомерно отклонены.

Ссылки заявителя на нарушения положений Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, при отборе проб, о допущенных нарушениях не свидетельствуют, поскольку отбор образцов проб для исследования оформлен надлежащим образом путем составления акта, содержащего сведения об основаниях цели, дате и месте отбора, вместе со схемой отбора проб.

Основания для исключения из числа доказательств (в связи с его недопустимостью) заключения лабораторных испытаний по контролю качества огнезащитной обработки конструкций из древесины от 08.08.2019 №73-3-6/Д отсутствуют. Лабораторные испытания по контролю качества огнезащитной обработки конструкции из дерева производил ФИО1., привлеченный в качестве эксперта, что отражено в распоряжении о проведении проверки от 23.07.2019 №232. При этом указанное лицо на основании приказа ГУ МЧС России по Пермскому краю аттестовано и внесено в реестр аттестованных экспертов, привлекаемых МЧС России при проведении мероприятий по контролю. В ходе проверки им использовались поверенные приборы и оборудование, что отражено в тексте заключения. Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Пермского края от 24.01.2020 при рассмотрении дела об оспаривании предписания от 21.08.2019 №232/1/1, выданного по результатам проверки, в ходе которого установлено невыполнение предписания от 25.12.2018 №261/1/1 (дело №А50-34915/19).

С учетом того, что привлечение эксперта к проведению проверки в силу части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является правом органа государственного надзора, а также принимая во внимание наличие аттестации у привлеченного эксперта ФИО2., использование им при испытании поверенных приборов для исследования законно отобранных образцов проб, сделанное им заключение обоснованно оценено как надлежащее доказательство, соответствующее требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Надлежащих доказательств неисполнимости пункта 4 предписания №261/1/1 заявителем не представлено, из материалов дела данные обстоятельства не следуют. Представленная в материалы дела переписка о необходимости выделения денежных средств, с учетом конкретного нарушения, которое требовалось устранить по пункту 4 предписания, срока исполнения предписания, не указывают на невозможность исполнения данного пункта предписания.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия администрацией МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.

В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении о времени и месте составления в отсутствие законного представителя юридического лица.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями, вопреки доводам жалобы, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.

При пересмотре дела по жалобе на постановление судья городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.

При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей городского суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, при рассмотрении дела мировым судьей в судебных заседаниях принимал участие законный представитель, при рассмотрении дела в городском суде учреждение воспользовалось юридической помощью защитника, возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, возможности реализации иных процессуальных прав, МБУК «Казаевский национальный татарский дом культуры» лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кунгурского судебного района Пермского края от 04 октября 2019 года, решение судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 26 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Казаевский национальный татарский дом культуры» оставить без изменения, жалобу защитника муниципального бюджетного учреждения культуры «Казаевский национальный татарский дом культуры» Котельникова В.С. - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова