ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1963/2022 от 27.05.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1963/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 27 мая 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Норкина Игоря Викторовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от 26.07.2021 , решение судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 28.09.2021 , состоявшиеся в отношении Норкина Игоря Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от 26.07.2021 , оставленным без изменения решением судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 28.09.2021 , глава муниципального района – руководитель администрации муниципального района «Ижемский» Норкин И.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Норкин И.В. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.

Исполняющий обязанности прокурора Ижемского района ФИО3, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Норкиным И.В. жалобы на указанные выше судебные акты, в удовлетворении жалобы просила отказать.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, возражений на нее позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Норкина И.В. к административной ответственности) нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг

Постановлением администрации муниципального района «Ижемский» от 30.12.2014 № 1261 утверждена муниципальная программа муниципального образования муниципального района «Ижемский» «Развитие экономики», включающая Подпрограмму «Малое и среднее предпринимательство в Ижемском районе», одной из задач которой является субсидирование части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

Порядок предоставления субсидий на указанные цели утвержден постановлением администрации муниципального района «Ижемский» от 12.01.2017 № 6 (в редакции постановления от 13.07.2020 № 401), пунктом 2.3 которого установлен перечень документов, необходимый для получения субсидии, в числе которых, заявка на получение субсидии по установленной форме, справка о фактически произведенных расходах на приобретение основных средств с приложением копий документов, предусмотренных пунктом 1.3 настоящего Порядка, подтверждающих стоимость расходов, гарантийное обязательство о неотчуждении машин и оборудования.

Согласно пункту 2.8 Порядка субсидирования комиссия рассматривает документы на соответствие условиям предоставления субсидии и требованиям, установленным Федеральным законом и настоящим Порядком, заключение Комиссии о соответствии (несоответствии) условиям предоставления субсидии требованиям, установленным Федеральным законом и настоящим Порядком оформляется протоколом. На основании протокола Комиссии руководитель администрации в срок не более 5 рабочих дней с даты его подписания принимает решения о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии. Решение администрации о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии оформляется постановлением администрации.

Главным распорядителем бюджетных средств является администрация муниципального района «Ижемский», субсидия предоставляется за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Ижемский» в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Совета муниципального района «Ижемский» о бюджете муниципального района «Ижемский» на соответствующий финансовый год на указанные цели (пункты 1.4, 1.5 Порядка субсидирования).

Постановлением администрации муниципального района «Ижемский» от 23.01.2015 № 39 создана комиссия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств бюджета муниципального района муниципального образования «Ижемский».

Как усматривается из материалов дела, 19.11.2020, 18.12.2020 по адресу: Республика Коми с.Ижма, ул.Советская, д.45 глава муниципального района – руководитель администрации муниципального района «Ижемский» Норкин И.В., являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, допустил нарушения условий их предоставления, предоставив субсидии за счет средств местного бюджета муниципального района «Ижемский» индивидуальным предпринимателям ФИО4, не представившей гарантийное обязательство о неотчуждении машин и оборудования, ФИО5, не представившей документы, подтверждающие оплату по договору поставки оборудования, с нарушением требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления администрации муниципального района «Ижемский» от 12.01.2017 № 6 (в ред. от 13.07.2020 № 401) «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе «Ижемский»).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 11.06.2021 исполняющим обязанности прокурора Ижемского района в отношении Норкина И.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение условий предоставления субсидии индивидуальным предпринимателям, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения были предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отклонены по основаниям, приведенным в судебных решениях? которыми установлено, что Норкиным И.В. нарушены требования Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением администрации муниципального района «Ижемский» от 12.01.2017 № 6 (в редакции постановления от 13.07.2020 № 401),

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Таким образом, глава муниципального района – руководитель администрации муниципального района «Ижемский» Норкин И.В., являясь главным распорядителем бюджетных средств при исполнении бюджета района, допустивший нарушение условий предоставления субсидий, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба Норкина И.В. на постановление мирового судьи рассмотрена судьей районного суда в его отсутствие с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии данных о надлежащим извещении указанного лица о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайство об отложении судебного разбирательства рассмотрено в соответствии требованиями статьи 24.4 указанного Кодекса, оставлено без удовлетворения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации Норкиным И.В. права на непосредственное участие в рассмотрении его жалобы, однако он в судебное заседание не явился, распорядившись своими процессуальными правами по собственному усмотрению.

Рассмотрение жалобы на постановление о назначении административного наказания в отсутствие Норкина И.В. не повлияло на всесторонность, полноту и объективность выяснения фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного разрешения.

Порядок и срок давности привлечения Норкина И.В. к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи Ижемского судебного участка Республики Коми от 26.07.2021 , решение судьи Ижемского районного суда Республики Коми от 28.09.2021 , состоявшиеся в отношении Норкина Игоря Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Норкина Игоря Викторовича - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции