ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1996/2021 от 27.04.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1996/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 27 апреля 2021 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Ковалева Михаила Федоровича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 16.09.2019 №Ф78-00-03/24-1986-2019, решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 20.08.2020, состоявшиеся в отношении Ковалева Михаила Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 16.09.2019 №Ф78-00-03/24-1986-2019, оставленным без изменения решением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 20.08.2020, председатель правления ЖСК-1280 Ковалев М.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Ковалев М.Ф. просит об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражений не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга проведена проверка ЖСК-1280, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 54, корп. 2, на предмет соблюдения требований законодательства в сфере ценообразования платы за жилищно-коммунальные услуги.

В ходе проверки установлено, что 29.07.2019 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 54, корп. 2 председателем правления ЖСК-1280 Ковалевым М.Ф. допущено нарушение установленного порядка регулирования цен, а именно размер платы за содержание жилого помещения в 2017-2019 годах не устанавливался общим собранием членов ЖСК-1280, в платежные документы (квитанции) об оплате собственникам помещений в доме включены размеры платы, утвержденные распоряжением Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга от 15.12.2017 №200 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» (документ утратил силу с 01.01.2019 в связи с изданием распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2018 № 215-р).

Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения 30.07.2019 заместителем прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в отношении председателя правления ЖСК-1280 Ковалева М.Ф. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности по указанной статье.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение установленного порядка регулирования цен, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения подлежат отклонению.

Из положений части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие - непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решений о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В указанный размер платежей и (или) взносов с 01.01.2017 также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил.

Таким образом, при избранном способе управления многоквартирным домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья.

Изложенное согласуется с правовой позицией, приведенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей организаций.

Вывод должностного лица и судебной инстанции о наличии в деянии председателя правления ЖСК-1280 Ковалева М.Ф. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Председатель правления ЖСК-1280 Ковалев М.Ф., являясь должностным лицом, осуществляющим в кооперативе организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обязан был принять меры к проведению общего собрания членов кооператива по установлению расходов на содержание общего имущества.

Порядок и срок давности привлечения Ковалева М.Ф. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Указание в постановлении заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 16.09.2019 №Ф78-00-03/24-1986-2019 на возможность обжалования постановления в Арбитражный суд само по себе не меняет порядок его обжалования, установленный процессуальным законодательством, и не повлекло нарушение права заявителя.

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 16.09.2019 №Ф78-00-03/24-1986-2019, решение судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 20.08.2020, состоявшиеся в отношении Ковалева Михаила Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ковалева Михаила Федоровича - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции