ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2004/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 марта 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» Ф.И.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2020 года, общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» (далее по тексту – ООО РО «Эко-сити») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО РО «Эко-сити» Ф.И.Н. ставит вопрос об отмене судебных решений, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к обязанностям региональных операторов относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручений Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 30/2228-вн от 8 мая 2020 года и №30/3265-вн от 29 июня 2020 года о необходимости проведения рейдовых мероприятий по соблюдению региональным оператором территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденных приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п, на основании распоряжения начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО1 от 22 июля 2020 года № 36 о проведении с 3 по 7 августа 2020 года плановых (рейдовых) осмотров территорий муниципальных районов Республики Башкортостан Стерлибашевский, Гафурийский, 7 августа 2020 года, главным специалистом-экспертом Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2 проведен рейдовый осмотр территории при проезде по автодорогам в с. Красноусольский Гафурийского района Республики Башкортостан. В ходе рейдовых осмотров 7 августа 2020 года выявлено несоблюдение региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан ООО РО «Эко-сити» схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Минэкологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п (далее по тексту - Территориальная схема), а именно: пользование несанкционированной свалкой, расположенной в <...>, в 980 м северо-западнее, с. Красноусольский (с кадастровым номером 02:19:150101:4.1) с использованием транспортных средств: КамАЗ-65115 с логотипом «ДворЭкоСервис, государственный регистрационный номер <***>/102RUS, время прибытия на полигон ТБО, расположенный в 980 м северо-западнее <...> – 13:09 часов; КамАЗ-65115 с логотипом «ДворЭкоСервис, государственный регистрационный номер <***>/702RUS, время прибытия на полигон ТБО, расположенный в 980 м северо-западнее <...> – 14:15 часов.
Факт совершения ООО РО «Эко-сити» вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в частности протоколом об административном правонарушении, поручением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, распоряжением начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан, плановым (рейдовым) заданием на проведение плановых (рейдовых) осмотров от 22 июля 2020 года, журналом фиксации рейдовых осмотров, отчетом о выполнении планового задания, актами осмотра территорий, фотографиями к актам осмотра, договорами на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фотоматериалы, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку в совокупности с иными доказательствами по делу.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судьями правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Совершенное ООО РО «Эко-сити» деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО РО «Эко-сити» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на необходимость рассмотрения дела Стерлитамакским городским судом Республики Башкортостан, поскольку административное расследование проводилось должностным лицом Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, отклоняется ввиду следующего.
Согласно подпункту «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Согласно представленным материалам, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО РО «Эко-сити» возбуждено 10 августа 2020 года путем вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При этом из материалов дела усматривается, что после вынесения указанного определения должностным лицом в рамках дела об административном правонарушении были направлены только запросы ООО РО «Эко-Сити» и ООО «ДввоЭкоСервис».
Однако такие процессуальные действия, как направление запросов не могут квалифицироваться как элементы административного расследования.
Других процессуальных документов, свидетельствующих о проведении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в материалах дела нет.
Следовательно, с момента возбуждения дела об административном правонарушении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, по нему не производилось.
При таких обстоятельствах, поскольку фактически административное расследование по делу об административном правонарушении не проводилось, оно было правомерно рассмотрено судьей Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан по месту совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что Стерлитамакский территориальный комитет министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан не наделен полномочиями по проведению проверочных мероприятий в отношении ООО РО «Эко-Сити», является несостоятельным.
Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 года № 1198п утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан.
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным, согласно Положению о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2013 года № 200, полномочиями по осуществлению управления, регулирования, контроля и надзора в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 3.89 Положения Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Пунктом 1.4 Положения установлено, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные подразделения.
Следовательно, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан в данном случае является уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению регионального государственного контроля и надзора в области обращения с отходами производства и потребления.
Доводы жалобы о том, что административным органом допущены грубейшие нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», договор на транспортирование ТКО заключен с ООО «Мохит-СТР», являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте. Оснований не согласится с данными выводами не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу судебными инстанциями обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Из доводов, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела судьями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено ООО РО «Эко-сити» в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» Ф.И.Н. - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Решение18.03.2021