ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2005/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 мая 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя администрации Курагинского района Красноярского края ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» от 02 июля 2021г, решение судьи Курагинского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2021г, вынесенные в отношении администрации Курагинского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № 487/41-21-2021 от 02 июня 2021г, администрация Курагинского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Курагинского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2021г, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе представитель администрации Курагинского района ФИО1 просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судом, что в результате поступившего 22.04.2021г сообщения о возникновении лесного пожара № 2 на территории государственного лесного фонда в квартале 4, выдел 1 Курагинского сельского участкового лесничества, к-з «Путь Ленина» КГБУ «Курганское лесничество», на основании планового (рейдового) задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, утвержден маршрут патрулирования в Красноярском крае, Курагинский район, КГБУ «Курагинское лесничество», Курагинское участковое лесничество маршрут № 5, 22.04.2021г. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, примыкающего к участку лесного фонда пройденного пожаром, с Южной стороны, обнаружены следы пожара. Переход огня в лесной фонд произошел с земель иных категорий, расположенных с Южной стороны участка лесного фонда, пройденного пожаром с координатами № 53°57`20.20, Е092°12`43.11. На земельном участке сельскохозяйственного назначения, примыкающего к участку лесного фонда пройденного пожаром, с Южной стороны отсутствовала минерализованная полоса или иной противопожарный барьер. Следы пребывания человека не обнаружены. Возможная причина возгорания вследствие неосторожного обращения с огнем неустановленных лиц.
На землях иных категорий (земли сельскохозяйственного назначения), прилегающих к лесному фонду, отсутствует какое-либо проведение (выполнение) работ по очистке от сухой травянистой растительности на полосе шириной на менее 10 метров от леса, а также отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метров или иной противопожарный барьер. Лесной пожар произошел от распространения огня с земель иной категории (земли сельскохозяйственного назначения). По результатам мероприятия составлен акт осмотра.
Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 12.04.2021г № 86-877-од, на территории Курагинского лесничества с 12.04.2021г объявлен пожароопасный сезон 2021 года.
Администрация Курагинского района не приняла меры после схода снежного покрова по очистке прилегающей к участку лесного фонда от сухой травянистой растительности, отделению леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером.
Изложенное явилось основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, схематическим чертежом пройденной огнем площади лесного пожара № 2, актом о лесном пожаре № 2, актом планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка с фототаблицей, докладной запиской о тушении лесного пожара № 2, объяснениями ФИО6., ФИО7. и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Каких-либо доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат, что свидетельствует о виновности администрации в совершении вменяемого правонарушения.
Оценка представленных в дело доказательств с точки зрения соответствия их требованиям закона и достаточности для установления вины администрации в совершении инкриминируемого правонарушения, изложена в обжалуемых постановлении и судебном акте, содержащиеся в них выводы сомнения не вызывают.
Доводы жалобы о том, что пожар возник на земельном участке, с которого произошло возгорание, принадлежит дольщикам, в связи с чем полагают, что администрация не может быть признана виновной в совершении вмененного правонарушения, отклоняются, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам. Местом возникновения пожара является квартал 4, выдел 1 Курагинского участкового сельского лесничества, к-з «Путь Ленина»- вдоль Южной границы участка государственного лесного фонда, пройденного пожаром и земельного участка сельскохозяйственного назначения не имеющего кадастрового номера. Изложенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, сведениями публичной кадастровой карты и ответом Управления экономики и имущественных отношений Кургаинского района, выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, актом планового (рейдового) осмотра с фототаблицей. В указанном месте отсутствовала минерализованная полоса.
Представленное заключение кадастрового инженера от 27.09.2021г, приведенных выше доводов не опровергает, поскольку указанные им координаты в контуре № 243, наименование гора Стеклянная, не свидетельствует о том, что земельный участок принадлежит на праве собственности или ином праве кому-либо из дольщиков <данные изъяты>». Помимо этого, возникший на землях сельскохозяйственного назначения пожар перешел на земли лесного фонда ввиду отсутствия минерализованной полосы или пожарного барьера в то месте, где земельный участок не имеет кадастрового номера, что в силу прямого указания закона относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно обязанность создать такую полосу или пожарный барьер, была возложена на администрацию Курагинского района.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Согласно пункта 74 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метров, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
Действия администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле.
Доводы настоящей жалобы являются аналогичными ранее заявленным как должностному лицу, так и в жалобе на постановление, поданной в суд нижестоящей инстанции, получили должную оценку при производстве по делу об административном правонарушении, которая отражена в соответствующих актах. Оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Жалоба по делу об административном правонарушении рассмотрена районным судом в соответствии с требованиями ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, доводы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену вынесенных по делу актов, при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» от 02 июля 2021г, решение судьи Курагинского районного суда Красноярского края от 30 сентября 2021г, вынесенные в отношении администрации Курагинского района Красноярского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя администрации Курагинского района ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева