ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2010/2022 от 22.04.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-2010/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов 22 апреля 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитников Сидорова Ю.А. и Казакова Д.А., действующих в интересах Каляпина И.А., на вступившие в законную силу постановление судьи Советского района г. Н. Новгород от 17 сентября 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Каляпина И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Советского района г. Н. Новгород от 17 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2021 года, Каляпин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитники Казаков Д.А. и Сидоров Ю.А. просят об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Каляпина И.А. к административной ответственности) осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой: 1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений; 2) наступление последствий, указанных в статье 3.2 названного Федерального закона; 3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также производство или хранение таких материалов в целях распространения; 4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации; 5) запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, решением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 ноября 2019 года деятельность организации <данные изъяты>) признана нежелательной на территории Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2019 года № 1443-р указанная организация включена в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Прокуратурой Советского района города Нижнего Новгорода на основании обращения ФИО6 проведена проверка, в ходе которой установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>/ при переходе на интерактивную вкладку «Кто мы» появляется информация о статусе общественной организации «<данные изъяты> в январе 2015 года Министерство юстиции Российской Федерации внесло межрегиональную общественную организацию «<данные изъяты>» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с этим, 1 августа 2015 года членами организации было принято решение о ее ликвидации. 3 августа 2015 года начала свою деятельность межрегиональная общественная организация «<данные изъяты>». Однако в январе 2016 года Минюст России внес и эту организацию в реестр «иностранных агентов». В связи с этим, члены организации также приняли решение о ее ликвидации. В настоящее время организация работает под своим историческим названием «<данные изъяты>» без образования юридического лица. В разделе контакты <данные изъяты> указание о руководителе организации – председатель «<данные изъяты>» - Каляпин И.А. Также на сайте <данные изъяты> имеется указание на правообладателя - «<данные изъяты>».

В ходе осмотра установлено, что информационный ресурс <данные изъяты>/ содержит, в числе прочего, информационные материалы, издаваемые и распространяемые иностранной организацией «<данные изъяты>), деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Так, на информационном ресурсе размещен материал «Комитет по предотвращению пыток» наградили премией «<данные изъяты> 2016 год, учрежденной организацией «<данные изъяты>». Материал также содержит указание о том, что статья выполнена по материалам сайта организации «<данные изъяты>».

Кроме того, на информационном ресурсе организации по адресу: <данные изъяты>. Данное мероприятие освещается со ссылкой на материалы организации «Человек в беде» по адресу: <данные изъяты>

Согласно исследованию, проведенному 18 июня 2021 года, Каляпин И.А. и возглавляемая им общественная организация «<данные изъяты>» напрямую контактирует и взаимодействует с иностранными организациями, в том числе с теми, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации; деятельность общественной организации «<данные изъяты>» в 2016 году отмечена премией «<данные изъяты> за 2016 год, учрежденной организацией «<данные изъяты> (Чешская Республика); на ресурсах общественной организации «<данные изъяты>» представлена информация об указанной иностранной организации и о проведении конкурса короткометражных фильмов «<данные изъяты> проводимом неправительственной организацией «Мир без цензуры» (В качестве приза за ФИО4 место была предусмотрена поездка в Гарвардский университет США в апреле 2016 года, где фильм победителя планировалось представить на специальном мероприятии, организованном исследовательским Центром Карра по правам человека (<данные изъяты>). Кроме того, авторы трех лучших короткометражных фильмов (позже - пяти) также были награждены - их работы были представлены на специальном мероприятии названной иностранной организации в Праге); 5-е место в конкурсе короткометражных фильмов <данные изъяты> было присуждено короткометражному фильму <данные изъяты> фильм <данные изъяты>); ресурсы общественной организации «<данные изъяты>» содержат информацию о проектах упомянутой иностранной организации; на ресурсах иностранной организации содержится информация о ФИО2 и общественной организации «<данные изъяты>». Информационная поддержка конкурса короткометражных фильмов <данные изъяты> и участие в конкурсе представителя общественной организации «<данные изъяты>» свидетельствуют о взаимодействии с другими организациями, реализующими данный проект (в данном случае с организацией <данные изъяты> деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Из объяснений Каляпина И.А., данных 23 июля 2021 года в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, следует, что указанные материалы были удалены по его просьбе знакомым, бывшим техническим работником организации, данные о котором он отказался назвать, после получения требования прокурора о явке от 13 июля 2021 года.

Таким образом, Каляпин И.А., размещая информационные материалы, издаваемые иностранной организацией <данные изъяты>) и распространяемые ею, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте общественного движения «Комитет против пыток», принимал участие в деятельности названной иностранной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, чем нарушил запрет, установленный пунктом 3 части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ.

Каляпин И.А., достоверно зная о том, что деятельность названной иностранной организации признана нежелательной на территории Российской Федерации, участвовал в ее деятельности, что выразилось в распространении информационных материалов, издаваемых данной организацией и распространяемых ею, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство и хранение таких материалов в целях их распространения, что следует из осуществления им информационной поддержки конкурса короткометражных фильмов «<данные изъяты>» на территории Российской Федерации; размещении на официальном ресурсе общественного движения «<данные изъяты>» в сети Telegram материалов (со ссылками на первоисточник) информационных ресурсов со ссылкой на указанную иностранную организацию.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Каляпина И.А. правильно квалифицированы по статье 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями установлены обстоятельства, имеющие значение по делу.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Каляпина И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в судебных решениях, не согласиться с которой оснований не имеется.

Доводы жалобы о том, что Каляпин И.А. не имел доступа к информационному ресурсу организации, опровергается его собственными объяснениями, данными 23 июля 2021 года в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы, поскольку в материалах дела достаточно доказательств, позволявших рассмотреть его по существу и принять законное решение, судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для истребования дополнительных доказательств.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях Каляпина И.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие заявителей с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения Каляпина И.А. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Каляпину И.А. в пределах, предусмотренных санкцией статьи 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Советского района г. Н. Новгород от 17 сентября 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 1 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Каляпина И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитников Сидорова Ю.А. и Казакова Д.А. - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов