ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2065/2021 от 27.04.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2065/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 27 апреля 2021 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела федерального государственного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Пашова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №58 от 22.09.2020 №5-521/2020, решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 24.11.2020 №12-313/2020, состоявшиеся в отношении ООО «ВЛБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку №58 от 22.09.2020 №5-521/2020, оставленным без изменения решением судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 24.11.2020 №12-313/2020, ООО «ВЛБ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника отдела федерального государственного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Пашов А.А. просит об отмене приведенных судебных актов и возвращения дела на новое рассмотрение, ссылаясь на необоснованное объединение дел в одно производство и нарушение порядка назначения административного наказания.

Защитник ООО «ВЛБ» Шибаева О.М., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, возражений на нее позволяет сделать следующие выводы.

Частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной.

Как усматривается из материалов дела 21.07.2020 мировому судье Вологодской области по судебному участку №58 из Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу поступили 7 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленных в отношении ООО «ВЛБ»:

№ 08-991/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.11.2019 оператору ЛесЕГАИС декларацию о сделке с древесинной № в течение 5 дней со дня заключения договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10;

№ 08-990/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.03.2020 оператору ЛесЕГАИС отчет в феврале 2020 года в декларацию о сделке с древесинной № о фактическом объеме транспортировки древесины (в том числе 0,0 куб. м.) в течение действия договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10, заключенного с ФИО6;

№ 08-988/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.03.2020 оператору ЛесЕГАИС отчет в феврале 2020 года в декларацию о сделке с древесинной № о фактическом объеме транспортировки древесины (в том числе 0,0 куб. м.) в течение действия договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10, заключенного с «ФИО7

№ 08-989/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.04.2020 оператору ЛесЕГАИС отчет в марте 2020 года в декларацию о сделке с древесинной № о фактическом объеме транспортировки древесины (в том числе 0,0 куб. м.) в течение действия договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10, заключенного с «ФИО8»;

№ 08-987/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.02.2020 оператору ЛесЕГАИС отчет в январе 2020 года фактическом объеме транспортировки древесины (в том числе 0,0 куб. м.) в течение действия договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10, заключенного с «ФИО11»;

№ 08-985/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.11.2019 оператору ЛесЕГАИС декларацию о сделке с древесинной № в течение 5 дней со дня заключения договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10;

№ 08-986/2020-ВО, согласно которому ООО «ВЛБ» не предоставило в срок до 01.12.2019 оператору ЛесЕГАИС отчет в ноябре 2019 года в декларацию о сделке с древесинной № № о фактическом объеме транспортировки древесины (в том числе 0,0 куб. м.) в течение действия договора по сделке с древесинной от 24.10.2019 № 24/10.

Определением мирового судьи Вологодской области по судебному участку №58 от 21.07.2020 указанные протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ВЛБ» объедены в одно производство №5-521/2020 на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела мировым судьей установлен факт непредставления ООО «ВЛБ» ежемесячных отчётов в декларацию о сделке с древесиной и несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной согласно приведенным выше протоколам, при назначении наказания применены положения части 3.2 статьи 4.1, части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, оспаривающего объединение дел в одно производство и мягкость назначенного наказания, с выводами мирового судьи согласился, указав, что правонарушения имеют единый родовой объект, рассмотрение дел подведомственно одному и тому же судье, мировым судьей обоснованно вынесено определение об объединении протоколов об административных правонарушениях.

С указанным выводом согласиться нельзя.

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Как следует из материалов дела, ООО «ВЛБ» допущены нарушения лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней путем непредставление ежемесячных отчётов в ноябре 2019 года, январе, феврале, марте 2020 года в декларацию о сделке с древесиной и несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной в единую государственную информационную систему учёта древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС) по договору купли-продажи от 24.10.2019 № 24/10, заключенного между ООО «ВЛБ» и «ФИО9», а так же непредставление ежемесячного отчёта в феврале 2020 года в декларацию о сделках с древесиной и несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной № в ЛесЕГАИС по договору купли-продажи от 24.10.2019 № 24/10, заключенного между ООО «ВЛБ» и ФИО10, совершенные в разное время

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что юридическим лицом совершено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, в связи с чем оно подлежало привлечению к административной ответственности за каждое административное правонарушение, следовательно отсутствовали основания для объединения материалов и рассмотрения их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Кроме того, применение части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемой правовой ситуации не является корректным, так как совершенное обществом действие не образует составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) этого Кодекса, что является одним из зафиксированных в указанной норме условий ее применения.

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении судебные постановления не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.

На основании изложенного постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №58 от 22.09.2020 №5-521/2020, решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 24.11.2020 №12-313/2020, состоявшиеся в отношении ООО «ВЛБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу заместителя начальника отдела федерального государственного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Пашова А.А. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку №58 от 22.09.2020 №5-521/2020, решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 24.11.2020 №12-313/2020, состоявшиеся в отношении ООО «ВЛБ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции