ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2073/2022 от 12.07.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-2073/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 12 июля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Марковой Н.А., действующей на основании доверенности в защиту федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Жилиной В.О. от 5 октября 2021 года № 09-251/2021х, решение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 3 декабря 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Жилиной В.О. от 5 октября 2021 года № 09-251/2021х, оставленным без изменения решением судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 3 декабря 2021 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года, юридическое лицо - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.

Маркова Н.А., действующая на основании доверенности в защиту ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с частью 1 статьи 30.12. КоАП РФ обратилась в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, просит обжалуемые акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.

Часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.

Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложены в частности обязанности по использованию земельных участков способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; недопущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Согласно части 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (статья 75 Закона № 7-ФЗ).

Как установлено материалами дела, 1 июля 2021 года должностным лицом административного органа произведен осмотр территории военного городка в/ч 31458 «Картель-2» (село Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края). В ходе осмотра установлено, что на территории объекта 08-0127-000765-П, находящегося на праве оперативного управления у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расположены: котельная, мазутно-насосная станция, топливное хозяйство. Ниже по рельефу обнаружены три участка, загрязненные темной коричневой жидкостью, имеющей характерный запах нефтепродуктов, общей площадью 716,158 м2 (площадь загрязненного участка №1 – 237,48 м2, №2 – 82,358 м2, №3 – 396,32 м2). По результатам исследования отобранных проб почвы установлено значительное превышение содержания нефтепродуктов относительно фоновой пробы почвы.

Допущенный ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России факт порчи земель в результате розлива нефтепродуктов в районе территории военного городка в/ч 31458 «Картель-2» в селе Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края послужил основанием для вынесения в отношении названного юридического лица должностным лицом межрегионального органа Росприроднадзора 5 октября 2021 года постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, с законностью и обоснованностью которого согласились судьи двух судебных инстанций.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы оспариваемые решения по делу должным образом мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства, которые в своей совокупности полно подтверждают событие административного правонарушения и вину должностного лица в его совершении.

Неустранимых сомнений в доказанности обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, не имеется.

Вопрос о субъекте административной ответственности за порчу почв нефтепродуктами разрешен верно. Судьей районного суда обоснованно указано, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, владея с апреля 2017 года объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду – НВОС 08-0127-000765-П и включающим в себя: котельную № 20Б, склад мазута, очистные сооружения, было обязано исключить воздействие опасных для здоровья людей и окружающей среды веществ и отходов производства на почву. То обстоятельство, что загрязнение почв нефтепродуктами обусловлено не одномоментным выбросом (разливом нефти), а является следствием многолетнего накопительного воздействия на компоненты природной среды, на что в жалобе ссылается заявитель, правового значения для обстоятельств настоящего не имеет, поскольку ответственность по примененной норме наступает не за факт разлива нефтепродуктов, а за порчу земель в результате нарушений при обращении с опасными веществами и отходами производства. Подлежащий доказыванию факт установлен и сомнений, исходя из полноты представленных в дело доказательств, не вызывает.

Невыполнение мероприятий по рекультивации земель службой Регионального экологического центра военных округов не снимает с владельца объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, обязанности по использованию земель способами, которые не должны наносить ей вреда как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв.

Осуществление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обычной уставной деятельности – содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации не должно влечь нарушение законных прав неограниченного круг лиц на благоприятную окружающую среду и должно в полной ере соответствовать требованиям и запретам, установленным природоохранным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок и срок давности привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Жилиной В.О. от 5 октября 2021 года № 09-251/2021х, решение судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 3 декабря 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 февраля 2022 года в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Марковой Н.А. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева