ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2074/2021 от 05.05.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2074/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 5 мая 2021 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Харанутский угольный разрез» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха №НЗАТ-222/5 от 24 июля 2020г., решение судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 29 сентября 2020г. и решение судьи Иркутского областного суда от 21 января 2021г., вынесенные в отношении ООО «Харанутский угольный разрез» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха №НЗАТ-222/5 от 24 июля 2020г., оставленным без изменения решением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 29 сентября 2020г. и решением судьи Иркутского областного суда от 21 января 2021г., ООО «Харанутский угольный разрез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе генеральный директор ООО «Харанутский угольный разрез» ФИО1 просит постановление и решения отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Требования к юридическим лицам по обеспечению проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлению учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников установлены ч.1 ст. 30 названного закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 30 указанного закона при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха, в том числе, с экологическими нормами.

На основании подпункта «а» пункта 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года №373, организации ведут учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам.

В соответствии с положениями ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно частям 1 и 2 статьи 67 указанного закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии российской Федерации от 28 февраля 2018 года N2 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Согласно материалам дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в отношении ООО «Харанутский угольный разрез, установлено следующее:

на территории объекта по добыче угля «Западная часть Хадайского участка Ишинского каменноугольного месторождения», расположенного по адресу: Иркутская область, Эхирит Булагатский район, в 90 км к северо-востоку от города Иркутска, ООО «Харанутский угольный разрез», выявлен источник выбросов загрязняющих веществ, из них один организованный и двадцать неорганизованных, а именно: труба котельной (ист.0001), стояночный бокс (ист.6001), ремонтный бокс (ист.6002), агрегатный цех (ист.600З), токарный цех (ист.6004), электроцех (ист.6005), пост газовой резки (ист.6006), склад золошлака (ист.6007), склад ГСМ (ист.6008), внутренний проезд (ист.6009), буровые работы (ист.6010), взрывные работы (ист.6011), вскрышные работы (ист.6012), работа самосвалов (ист.6О13), добычные работы (ист.6014), работа самосвалов (ист.6015), склад угля (ист.6О 16), работа агрегейдера (ист.6017), дробильно-сортировочный комплекс (ист.60 18), отвал вскрыши (ист.6019), работа бульдозера (ист.6020). Основным загрязняющими веществами, выбрасываемыми в атмосферу являются: диоксид, азот оксид, серы диоксид, углерода оксид, бензапирен, зола твердого топлива, фториды газообразные, фториды твердые, углерод (сажа), пыл неорганическая с содержанием кремния 20-70% и др.

Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для которых применяются меры государственного регулирования, по предприятию составляет 65,915172 т/год.

Обществом разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от 2019 года, утвержденный генеральным директором в 2019 году. Нормативы утверждены Приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 02 сентября 2019 года №836-од. Получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ: атмосферный воздух №ЭН-77 от 02 сентября 2018 г. Срок действия со 01 сентября 2019 г. по 01 сентября 2020 г.

24 марта 2020 года в ходе обследования территории предприятия установлено наличие строения с организованным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (трубой). Согласно устным пояснениям представителя Общества, указанное строение является баней, отапливаемой дровами. При изучении государственным органом имеющейся у Общества инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2019 года, утвержденной генеральным директором, установлено отсутствие данного источника выбросов, что является нарушением части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Проведение производственного контроля нормативов на источниках промышленных выбросов в атмосферу на предприятии предусмотрено согласно плану-графику контроля нормативов предельно-допустимых выбросов на источниках выбросов, включенных в состав проекта нормативов ПДВ от 2019 года. В соответствии с планом-графиком контроля на организованном источнике - (0001- труба котельной), осуществление производственного контроля предусмотрено силами аккредитованной лаборатории с периодичностью 1 раз в 5 лет по загрязняющим веществам — азота оксид, а также 1 раз в год по загрязняющим веществам — азота диоксид, углерода оксид, серы диоксид, бензапирен, зола твердого топлива. Производственный контроль на неорганизованных источниках - стояночный бокс (ист.6001), ремонтный бокс (ист.6002), агрегатный цех (ист.6003), токарный цех (ист.6004), электроцех (ист.6005), пост газовой резки (ист.600б), склад золошлака (ист.6007), склад ГСМ (ист.6008), внутренний проезд (ист.6009), буровые работы (ист.6010), взрывные работы (ист.6011), вскрышные работы (ист.6012), работа самосвалов (ист.6013), добычные работы (ист.6014), работа самосвалов (ист.6015), склад угля (ист.6016), работа агрегейдера (ист.6017), дробильно-сортировочный комплекс (ист.6018), отвал вскрыши (ист.6019), работа бульдозера (ист.6020), согласно плану-графику контроля нормативов предельно-допустимых выбросов осуществляется расчетным методом 1 раз в 5 лет по загрязняющим веществам — азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, серы диоксид, а также 1 раз в год по ЭВ - бензапирен, фториты твердые, пыль неорганическая. В ходе проведения проверки результаты производственного контроля за соблюдением предельно-допустимых выбросов на организованном источнике выбросов (0001 труба котельной) за период 2017-2019 не представлены по причине осуществления производственного контроля нормативов на источнике промышленных выбросов в атмосферу, что является нарушением части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников Обществом не ведется, данные учета не представлены, что является нарушением части 1 статьи указанного закона.

Согласно статистическим сведениям об охране атмосферного воздуха за 2019 год по форме 2-ТП (воздух), предоставленных в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области 22 января 2020 года, количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составило - 71,636 тонн, что является превышением установленных нормативов (65,915172 тонн/год) согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N2ЭН-77 от 02 сентября 2019 года, количество превышенных загрязняющих веществ составляет — 5,720 тонн.

Обществом представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 год (от 13 марта 2020 года, входящий N23974). При этом, Обществом в 2018, 2019 годах не осуществлялся производственный экологический контроль, не разработана программа производственного экологического контроля, результаты проведенного производственного экологического контроля за 2018 год в адрес Управления в установленные сроки не представлены, что является нарушением статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Таким образом, по результатам проведенной проверки выявлено нарушение ООО «Харанутский угольный разрез» положений части 1 статьи 22, части 1 статьи 16, части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», частей 1 и 2 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления ответа об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки №НЗАТ-222 от 17 апреля 2020г.

Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, должностное лицо Росприроднадзора по Иркутской области дало верную оценку и обоснованно признало ООО «Харанутский угольный разрез» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы являются несостоятельными. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Все имеющиеся в деле и представленные доказательства, были исследованы и получили правильную оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в их совокупности.

Доводы жалобы о том, что отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение проверки на принадлежащей обществу территории, у общества стационарные источники загрязнения, используемые им, отсутствуют, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в решениях. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.

Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей районного и областного суда рассмотрены в установленном законом порядке.

Административное наказание ООО «Харанутский угольный разрез» назначено с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст.8.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемых постановления и решений, не установлено, неустранимые сомнения в виновности ООО «Харанутский угольный разрез» в совершении правонарушения отсутствуют.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу постановлений не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление заместителя начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха №НЗАТ-222/5 от 24 июля 2020г., решение судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 29 сентября 2020г. и решение судьи Иркутского областного суда от 21 января 2021г., вынесенные в отношении ООО «Харанутский угольный разрез» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Харанутский угольный разрез» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья: Д.А. Безденежных